12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

ИЗМЕНИТЬ ПОДХОДЫ К НАЛОГОВЫМ ВОПРОСАМ

Стало известно, что Министерство национальной экономики разработало Консультативный документ регуляторной политики к проекту Налогового кодекса.

Разработчики планируют изменить подходы к взиманию НДС, корпоративного подоходного налога (КПН), индивидуального подоходного налога (ИПН), а также реформировать специальные налоговые режимы, ввести налогообложение предметов роскоши. Так, в планах поэтапное увеличение базовой ставки НДС. Ставка НДС в Казахстане является одной из самых низких в мире – 12 процентов. В то время как ставки НДС в России, Беларуси и Армении составляют 20 процентов, в Кыргызстане – 12 процентов, Дании и Норвегии – 25 процентов, в Испании, Латвии, Литве и Нидерландах – 21 процент, во Франции – 19,6 процента, в Германии – 19 процентов, в Азербайджане и Грузии – 18 процентов. Таким образом, 20 процентов – наиболее популярная ставка НДС. Далее по плану разработчиков следует введение дифференцированных ставок по КПН. Напомним, сейчас в Казахстане применяется плоская шкала налогообложения дохода. Так, общая ставка КПН составляет 20 процентов, а по доходу от реализации сельхозпродукции собственного производства – десять процентов. Дифференциация ставок налога в зависимости от отраслей экономики отсутствует. При этом, некоторые секторы экономики, такие как финансовый сектор, игорный бизнес, недропользование, имеют значительную прибыльность. Введение дифференцированных ставок по КПН обеспечит справедливый подход с распределением уровня нагрузки в зависимости от рентабельности деятельности и учета совокупной налоговой нагрузки. Однако существуют риски в виде ведения раздельного учета, если налогоплательщик осуществляет деятельность в разных отраслях экономики, сопротивление заинтересованных сторон (отраслевые госорганы, ассоциации, налогоплательщики), перенаправление части прибыли в виде затрат через аффилированные (сервисные) компании. В качестве следующего нововведения рассматривается прогрессивная шкала ставок ИПН. В Казахстане применяется налогообложение ИПН по фиксированной ставке вне зависимости от размера дохода (плоская шкала). Применение такого порядка обложения приводит к «социальной несправедливости», т.к. физические лица, получающие «сверхдоходы» имеют такую же налоговую нагрузку, что и лица с низким уровнем доходов. Прогрессивная шкала является одной из мер, позволяющих устранить такую несправедливость, а также снизить налоговую нагрузку для населения с низким уровнем доходов. При прогрессивной шкале более высокооплачиваемые работники вносят больший вклад в развитие страны. Основная суть прогрессивной шкалы – справедливость налогообложения и перераспределение доходов. Однако следует иметь в виду следующие риски: – повышение налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков приведет к сокрытию либо занижению доходов (выплата заработной платы «в конвертах» без налогов и отчислений); – сложность при расчете и усложнение администрирования (сбор информации о совокупной сумме дохода физического лица, актуализация сведений, разъяснения, камеральный контроль, аудит, обжалование); – увеличение нагрузки на работодателей и самих физических лиц ввиду усложнения расчетов налоговых обязательств и необходимости учета всех доходов совокупно. Далее, поскольку договором о ЕАЭС предусмотрена гармонизация ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам, то для соблюдения данного принципа действующим законодательством предусмотрено поэтапное увеличение ставки акциза на сигареты для достижения в 2024 году уровня 28 евро, что на 20 процентов ниже индикативной ставки. Кроме того, согласно положениям Соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств-членов ЕАЭС, предусматривается дальнейший пересмотр индикативной ставки. В связи с этим, при установлении новых индикативных ставок будут приняты меры по пересмотру ставок акцизов на сигареты. Для соблюдения Соглашения предлагается в рамках нового Налогового кодекса предусмотреть ставки на сигареты на пятилетний период. Также разработчики планируют реформировать действующие специальные налоговые режимы. Чрезмерное многообразие режимов, их условий, критериев существенно затрудняет их применение и налоговое администрирование. Широко применяется практика «дробления» предприятий с целью оптимизации налоговой нагрузки с использованием различных специальных налоговых режимов (СНР). Отсутствуют стимулы к укрупнению бизнеса, выводу «из тени» наемных работников. Предлагаются следующие подходы: объединение режимов со схожими условиями; упразднение невостребованных режимов; пересмотр условий применений режимов с учетом данных фактического применения; совершенствование режима «розничного налога». Кроме того, будут пересмотрены подходы к налогообложению транспортных средств и недвижимого имущества граждан. Переход в 2025 году к единому рынку нефтепродуктов в рамках стран ЕАЭС приведет к существенному росту цен на ГСМ. Как следствие, возрастут совокупные издержки граждан на использование легковых авто с учетом налога на транспортные средства, утилизационный сбор, сбор за первичную регистрацию автомобильных транспортных средств. Разработчики считают, что в совокупную налоговую нагрузку при обложении транспортных средств можно включить акциз на ГСМ. Чем больше объем двигателя автомобиля, тем выше налоговая нагрузка, обусловленная высоким потреблением ГСМ. Также чем больше объем двигателя, тем выше налоговая нагрузка. При этом, государство несет большие затраты на ежегодное администрирование исчисления и сбора налога; утилизационный сбор и сбор за первичную регистрацию автотранспортного средства. При значительном росте цен на ГСМ (к примеру, в два раза), соответственно, вырастут расходы граждан на владение и эксплуатацию транспортными средствами. Особенно чувствительным такой рост будет для лиц, владеющих транспортом «эконом» класса, соответственно, необходимы меры по недопущению ухудшения их социального и материального положения. Что касается налога на имущество, то налоговая база по большей части объектов недвижимости, определяемая уполномоченным органом, значительно ниже их рыночной стоимости. Это особенно характерно для объектов постройки советского периода. Налоговая база по налогу на имущество определяется расчетным путем по специальной методике НАО «Правительство для граждан». При определении стоимости объектов для целей налогообложения используются многочисленные коэффициенты (этажность, расположение, материал стен, благоустройство и вид отопления), которые, однако, не позволяют определить стоимость объекта таким образом, чтобы она была максимально приближена к рыночной. Таким образом, в части налогообложения ТС и недвижимого имущества предлагаются следующие меры: пересмотр базы обложения налогом на имущество таким образом, чтобы расчетная стоимость объектов была максимально приближена к рыночной стоимости; привязка земельного налога к кадастровой стоимости; упразднение налога на транспортные средства с сохранением налога по автомобилям с повышенным объемом двигателя. В проекте нового Налогового кодекса может появиться налогообложение предметов роскоши. У ограниченного круга лиц в собственности имеются яхты и самолеты. Так на граждан зарегистрировано 490 яхт, 176 – на юридических лиц; 248 самолетов в собственности у физических лиц, 665 – у юридических лиц. Однако, при этом, отсутствует соответствующее налогообложение дорогостоящего имущества, что и требует исправления. В действующем Налоговом кодексе отсутствует комплексный подход к установлению налоговых льгот с учетом всех аспектов, включая вопросы инициирования, предоставления, продления, отмены, учета, мониторинга, анализа налоговых льгот, а также межведомственной координации. Также отсутствует регламентация порядка мониторинга за достижением заявленных целей при введении налоговых льгот. Новый Налоговый кодекс должен устранить эти недоработки. Необходимо продолжить работу по усилению взаимоотношения налоговых органов с налогоплательщиками в формате удаленного оперативного доступа к информации. В связи с развитием IT-технологий, необходимо их развитие при взаимоотношении государственных органов и налогоплательщиков путем расширения и пересмотра порядка оказания действующих услуг. Возникают спорные вопросы по налогообложению и (или) декларированию доходов граждан РК, полученных за пределами РК. При рассмотрении жалоб нерезидентов об отказе органов государственных доходов в возврате уплаченного подоходного налога у источника из бюджета, необходимо участие коллегиального органа. При осуществлении своей предпринимательской деятельности, налоговые агенты при заключении сделок с нерезидентами в целях определения порядка налогообложения соответствующего нерезидента возникают случаи образования такими нерезидентами постоянного учреждения. В настоящее время необходимо пересмотреть порядок применения льготы в отношении дивидендов, выплаченных нерезидентам и определить понятие «роялти» в целях единообразного применения и исключения спорных вопросов. КДРП размещен на портале «Открытые НПА» для публичного обсуждения до 29 сентября 2023 года.

Подготовил Константин ЛЕСКОВ

Сыбайлас жемқорлықтың алдын алу – әділетті қоғамға бастар жол

Сыбайлас жемқорлық – кез келген мемлекеттің әлеуметтік-экономикалық дамуына кері...

Полиция басшылығы 500-ге тарта жеке қабылдау өткізіп, 1500-ге жуық тұрғынның мәселесіне ден қойған

Полиция департаментінде азаматтарды қабылдау шаралары жүйелі түрде, белгіленген кестеге...

Заң факультетінде мықты маман дайындау-басты міндет

   Әділетті қоғам құрудың негізі-сапалы құқықтық жүйе, ал оның тірегі...

ҚазҰУ-білімнің биік шыңы

  Әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті еліміздегі жоғары білім мен ғылымның флагманы,...