12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

ПРАВА ВСЕХ ДЕТЕЙ ЗАЩИЩЕНЫ

ПраВа детей с ограниченными Возможностями защищаются государстВом с самого их рождения. Для детей с особыми образоВательными потребностями В Восточном Казахстане создан униКальный Центр непрерыВного и инКлюзиВного образоВания «Dana bala», аналогоВ Которому нет В стране.

Руководитель центра непрерывного и инклюзивного образования «Dana bala», созданного на базе Восточно-Казахстанского университета имени Сарсена Аманжолова Алима АЛИПОВА рассказала в интервью «Юридической газете» о помощи особенным детям региона получать полноценные навыки жизни, инклюзивное образование и способность к самостоятельности.

– Алима Кабдульашимовна, расскажите, пожалуйста, историю создания центра непрерывного и инклюзивного образования «Dana bala». На какие направления нацелена работа центра?

– В 2021 году был создан центр непрерывного и инклюзивного образования «Dana bala», деятельность которого направлена на процессы изменений всех уровней: студенты, магистранты, учителя, преподаватели и педагогические структуры в целом получают возможность оценить и использовать собственный потенциал, развиваться, разрабатывать новые педагогические технологии, осваивать новые интеллектуальные и коммуникационные ресурсы, применяемые в непрерывной и инклюзивной образовательной среде.

В направления работы ЦНиИО «Dana bala» входят проведение научных исследований, поисковых, опытно-экспериментальных работ по педагогике, психологии, коррекционной педагогике и в других сферах образования; оказание диагностических, образовательных услуг по запросам учреждений системы дошкольного и школьного образования и физических лиц. Специалистами центра осуществляется методическая поддержка в системе инклюзивного образовательного пространства (семья – детский сад – школа – колледж – вуз) в области психолого-педагогического сопровождения людей с особыми образовательными потребностями на разных этапах социализации и получения образования, психолого-педагогической, нейропсихологической и аппаратной психофизиологической диагностики, инновационных подходах в обучении и развитии, консультативно-развивающей деятельности. Наряду с этим, в задачи входит оказание научных, методических, экспертных и других видов консультаций по проблемам различных сфер общественной жизни и проведение практикумов, семинаров, курсов повышения квалификации.

– Что входит в структуру центра?

– Центр непрерывного и инклюзивного образования «Dana bala» – это уникальная площадка, которая позволяет особенным детям успешно адаптироваться в обществе и получать качественную коррекцию. Здесь охвачены разноуровневые дополнительные образовательные программы цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей. В центре действуют лаборатории аппаратной психодиагностики и психокоррекции, сенсорной интеграции и коррекции, STEАM и «Одаренные дети», а также логопедический кабинет. Так, оборудование лаборатории сенсорной интеграции и коррекции (нейродинамический комплекс СОВА, игровое и развивающее оборудование сенсорной комнаты) позволяет развивать стимуляцию и коррекцию психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, недостатками речи и другими. Для детей с особыми образовательными потребностями доступны слуховые тренировки по методу Альфреда Томатиса и элементы сенсорной интеграции в специальной лаборатории. Оснащение центра, где применяется БОС-терапия, доступны электроэнцефалография, полиграф, графический редактор «МастерГраф», компьютерные речевые тренажеры «Дельфа», «Джайлау» и интерактивный логопедический стол, модульное оборудование по системе воспитания Марии Монтессори позволяют детям познать свои возможности, тем самым, подготавливая их к полноценной жизни в обществе.

– А каковы возможности центра непрерывного и инклюзивного образования для студентов и преподавателей университета, а также учителей школ?

– Для обучающихся университета центр уникален тем, что есть возможность непрерывного обучения, закрепляя теоретический материал на практике и используя дуальное образование, проведения исследовательских работ для написания дипломных работ и магистерских диссертаций. Преподаватели университета являются разработчиками двух образовательных программ «Педагогика ранней поддержки» и «Эрго-педагогика» в рамках проекта «30 образовательных программ педагогического образования в РК». Для ученых университета есть возможность апробировать новые педагогические методики, техники приемы обучения детей, применимые в инклюзивной образовательной среде. На его базе ученые-методисты разрабатывают новые технологии работы, педагоги-психологи и педагогидефектологи апробируют инновации своих коллег на практике. Говоря об организации опытно-экспериментальной работы по инклюзивному образованию на базе ЦНиИО «Dana bala», можно привести несколько примеров. Так, преподаватель Р. Байчинов проводит исследования по работе с детьми с кохлеарной имплантацией, по результатам работы разработана авторская методика, на которую получено свидетельство о внесении сведений в реестр прав на объекты, охраняемые авторским правом на комплексную методику «Изучение интонационных структур голоса у казахоязычных детей дошкольного возраста с кохлеарным имплантом». Кроме того, на базе центра проводятся исследования под руководством С. Стельмах по теме «Методы диагностики нарушений сенсорной интеграции и их применение на практике. Отработка навыков диагностики». Работают магистранты с детьми, которые имеют диагноз – расстройства коммуникативной сферы. А исследования под руководством Р. Байчинова на тему «Эффективные приемы работ коррекции и развития и их применение на практике. Отработка навыков коррекционно-развивающей работы» проводятся студентами с детьми с особыми образовательными потребностями (задержка психического развития, нарушение интеллекта, речи, слуха (слабослышащие) и зрения (слабовидящие). Таким образом, перед центром стоят следующие задачи: – помощь детям с особыми образовательными потребностями и их родителям; исследования в области специального и инклюзивного образования, выработка методологии, разработка методических рекомендаций и оказание помощи для педагогов по каждому виду нарушений в развитии; – практикоориентированность обучающихся, подготовка конкурентоспособного будущего педагога, способного сразу войти в профессию и готового к работе в инклюзивной образовательной среде. Для детей проводятся коррекционные и реабилитационные занятия в лабораториях. А для учителей школ ВКО и г. УстьКаменогорска проводятся семинары, где освещаются вопросы работы в инклюзивной среде. Среди различных видов сотрудничества можно привести в качестве примера совместный волонтерский проект «Оценка и решения для подростков и их семей» ЦНиИО «Dana bala», кафедры психологии и коррекционной педагогики и специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Восточно-Казахстанской области. Семья с подростком приходит на встречу, беседует с психологом, оценивает ситуацию, планирует решения, получает заключение для изменений. Это может быть нужно в случаях, когда ребенок состоит на учете в полиции или в школе, семья ребенка готовится к заседанию комиссии по делам несовершеннолетних, семья не знает, что делать. Конечно, эти решения обеспечивают защиту прав ребенка и позволяют найти его наилучшие интересы. Очень важно, что в качестве психолога выступает целая команда: наставник-преподаватель-студент, что обеспечивает доверие со стороны подростка. Аналогов такого центра нет в вузах Казахстана, он уникален тем, что предполагает сочетание науки, практики и методологии.

Ольга СИЗОВА, собкор «ЮГ» по ВКО

Әдеп кодексінің талаптарын сақтау міндет

Сыбайлас жемқорлықпен күрес мемлекеттік қызметшілерге қатаң талап пен жауапкершілік жүктейді. Мемлекеттік қызметкерлердің әдеп кодексінің талаптарын, сондай-ақ, заңмен белгіленген...

Самый ценный ресурс – здоровье граждан

Парк службы скорой медицинской помощи г. Шымкента пополнился 30...

Личное поручительство в уголовном процессе

В целях обеспечения необходимых условий для успешного расследования и...

Искусственный интеллект и право

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ АКТИВНО ВНЕДРЯЕТСЯ В РАЗЛИЧНЫЕ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,...

Еріктілер кеңесі мүшелері ауладағы қар тазалау акциясына қатысты

«Еріктілер кеңесі» — Мемлекеттік қызмет істері Агенттігінің ұйымдастыруымен құрылған...