Самым ценным для каждого человека, безусловно, всегда являлась его жизнь. Почему она иногда теряет свою значимость? Как этого не допустить? Ответы на эти вопросы ищем вместе с психологом молодежно-ресурсного центра Акмолинской области Жулдыз БЕКАХМЕТОВОЙ.
– Жулдыз Жаскайратовна, одно из направлений деятельности фонда «Bilim Foundation» – превенция суицида. Различаются ли причины свести счеты с жизнью у детей и взрослых? Или все несчастные люди ищут одинаковый выход из тупика?
– Взрослый суицид – это, в первую очередь, отчаяние, так же, как и детский. Они различны только в отчетах – возраст, статус. Во всех случаях суициденты считают, что их никто не понимает, они никому не нужны. Часто так выражается крайняя степень отчаяния. Подростки рассказывают, что ни о чем не думали, когда шли на это действие, все происходит как в тумане. По данным фонда, в Акмолинской области в 2020 году подростками было совершено 20 попыток суицида, в 2021 году число попыток возросло до 29. Почти половина из них приходится на областной центр, подавляющее большинство совершено в возрасте 15-17 лет. Ведущими причинами являются конфликтные взаимоотношения, непонимание в семье, эмоциональные проблемы, проблемы с противоположным полом. Хочется отметить, что в каждом случае отсутствуют доверительные отношения между родителями и детьми.
– Кто еще попадает в группу риска?
– Факторов риска детскоподростковой суицидальности очень много. Влияет все: семейная история суицида, психиатрические расстройства, употребление психоактивных веществ, импульсивно-агрессивное поведение, детские травмы. Желание уйти из жизни может возникнуть при стрессовых событиях или физической болезни, и это не редкость. Среди детей, совершивших суицид, в моей практике была девочка, которая не смогла пережить смерть брата. Также существуют факторы психосоциального риска: воздействие СМИ на сознание ребенка, гонка за острыми ощущениями ради адреналина, импульсивный характер, низкая эмоциональная устойчивость, уровень родительского контроля, проблемы в общении со сверстниками… Однако ни одна из этих причин не приведет подростка к мысли о суициде, если в семье принято поддерживать и уважать друг друга, родители придерживаются последовательности в воспитании ребенка, прививают ему чувство собственной значимости, уверенность в себе. Если подросток знает, к кому можно обратиться за помощью или советом при возникновении трудностей, то мыслей о суициде можно избежать.
– То есть, большое значение имеет семейное воспитание?
– И не только. Сюда же относятся и правильная диета, и режим сна, и физические упражнения, и окружение без табакокурения и наркозависимости… Снижает риск даже возможность поговорить о своем состоянии. Предположение, что прямой разговор о суициде может подтолкнуть человека к непоправимому поступку, является мифом. Многочисленные исследования однозначно указывают на то, что обсуждение суицида снижает тревогу и беспокойство, открывает общение и уменьшает риск импульсивного действия. В рамках исследований многие подростки, испытывающие суицидальные мысли, утверждали: после открытого обсуждения их состояния им становилось легче. Однако вести такие разговоры следует очень аккуратно: некорректно заданный вопрос может навредить подростку, он закроется, разочаруется еще больше, и доверительной беседы не получится. Если ученик уходит от вопроса, нужно проявить настойчивость, но очень мягко, при этом нельзя давить. Любая директива может привести к тому, что подросток закроется, формально сказав: «Все в порядке». Позвольте несовершеннолетнему свободно говорить, слушайте его, не осуждая и не критикуя, так как критика так же может привести к дистанцированию. Соблюдайте спокойствие во время разговора, не показывайте свою растерянность, так как ваши беспокойство и тревога могут усилить и усугубить тревогу и переживания собеседника.
– Как понять, что близкий человек задумал непоправимое?
– Так как попытка суицида – это крик о помощи, в первую очередь, человек подает эмоциональные сигналы. Появляется плаксивость, тревожность, нарушения сна, депрессивное состояние, безразличие к своей судьбе, снижается способность к концентрации внимания. Меняется и поведение: человек замыкается в себе, появляются проблемы с дисциплиной, возможен уход из дома. Теперь он предпочитает говорить и читать о смерти и самоубийствах, перестает соблюдать правила личной гигиены и ухаживать за внешностью… Возможна и другая крайность: человек приводит в порядок дела, раздаривает личные вещи, пишет письма родственникам и друзьям. Здесь все сугубо индивидуально.
– Сейчас во многих проблемах принято обвинять социальные сети: дети проводят в них много времени и зачастую там формируются взгляды на жизнь, желание следовать модным тенденциям. Насколько соцсети могут повлиять на желание уйти из жизни?
– По моему мнению, соцсети не оказывают огромного влияния, если у подростка все отлично и в целом нет проблем. Но если у ребенка или даже взрослого человека имеются навязчивые депрессивные мысли, любое движение, любая информация – пост в соцсетях, новостной сюжет, фильм, песня, сказанное слово – могут повлиять на мысли и действия. Когда человеку плохо, и он говорит об этом, но окружение его не слышит и не видит, появляется желание решить все проблемы раз и навсегда…
– Что нужно делать родителям, чтобы у ребенка никогда не возникло желание свести счеты с жизнью?
– Нужно четкое понимание, у ребенка должны быть свои границы, которые не могут нарушить даже родители. Надо помнить: гиперопека, попустительский и авторитарный стиль взаимодействия в семье и в окружении одинаково приносят вред и имеют последствия в виде эмоциональных проблем. Установите теплый эмоциональный контакт, выстраивайте в семье доверительные отношения, говорите с ребенком и слушайте, что он говорит – в этих правилах нет ничего сложного. Но, выполняя их, вы можете уберечь его от беды.
Беседовала Наталья ЯКОВЛЕВА