Жаңалықтар | Новости

ГОРЬКИЙ ОПЫТ НА СОБСТВЕННЫХ ОШИБКАХ

В Западно-Казахстанской области двое жителей г. Аксая не только лишились своих денежных средств в сумме миллион тенге, но и оказались должниками перед «Каспи банком». Этим случаям был посвящен срочный прямой эфир на местном телевидении.

С заявлениями о фактах мошенничества потерпевшие обратились в отдел полиции Бурлинского района в
минувшую пятницу, и уже в субботу в 11 часов начальник ОП Даурен Утегулов выступил на телевидении с тем, чтобы рассказать о схемах мошенничества и предостеречь земляков от обмана аферистов.

Доверчивость аксайцев (Аксай – город нефтедобывающих компаний) поразила стражей правопорядка, ведь
потерпевшие – люди с высшим образованием, работники иностранных компаний, однако мошенники с легкостью обвели вокруг пальца этих, казалось бы, грамотных людей. Итак, на сотовый телефон первого
потерпевшего позвонили с номера, начинающегося с цифр +1077.., и женский голос в трубке,  представившись работницей «Каспи банка», сообщил абоненту, что к его карточному номеру активно пытаются присоединиться из г. Тараза. При этом уточнили, есть ли у человека родственники, друзья в
г. Таразе, на что мужчина ответил, что таковых не имеется. Спустя три часа ему вновь позвонили с похожего номера, и уже мужской голос в трубке, представившись сотрудником Службы безопасности «Каспи банка», сообщил клиенту банка о взломе его аккаунта и оформлении на его имя кредита в сумме миллион
тенге. При этом сотрудник СБ сказал о том, что банк уже оформил кредит и отказаться от него мужчина не может, поскольку компьютер отказ не принимает. Неизвестный предложил мужчине установить двойную защиту аккаунта, а для этого потерпевший должен поменять пароль в приложении «Каспи банка» в своем сотовом телефоне.

После того как клиент банка поменяет пароль, он должен сообщить его сотруднику Службы безопасности
банка. Когда житель Аксая услышал это, то заметил, что раньше работники «Каспи банка» никогда не интересовались паролями.

– Вы продиктуйте пароль по телефону, я его не услышу, услышит его компьютер, – успокоил бдительность
мужчины неизвестный. Мужчина поверил этому сомнительному предложению и назвал новый пароль.
Сотрудник СБ «Каспи банка» попросил потерпевшего пройти в ближайший банкомат и снять деньги, на
что мужчина ответил, что находится на работе и освободится только вечером. Лжесотрудник СБ уточнил, во
сколько мужчина освободится, и тот назвал время. По окончании рабочего дня аксайцу позвонила некая Маргарита (и вновь номер начинался с цифры +1), которая назвала себя кредитным менеджером «Каспи банка». Диалог начался с вопроса: «Через сколько будете у ближайшего банкомата?». Все то время,
что мужчина шел к ближайшему банкомату, эта якобы кредитный менеджер была с ним на связи. Она попросила мужчину снять деньги с карточки, а когда он поинтересовался, для чего снимать, если не нуждается в деньгах, «работница банка» ответила, что это действие необходимо проделать для того, чтобы заморозить кредит.

Затем незнакомка попросила потерпевшего отправить деньги через QIWI-кошелек на номер телефона
иного государства. Хотя мужчина был готов перевести деньги через банкомат, звонившая попросила сделать так, как она сказала, и потерпевший выполнил просьбу, дойдя до ближайшего терминала «Каспи банка». Первый перевод был в сумме 145 тыс. тенге, за ним последовали еще аналогичные действия. В общей сложности житель Аксая перевел мошенникам миллион тенге. Кроме того, что мужчина лишился собственных сбережений, аферисты также оформили на его имя кредит в сумме миллион тенге. Вторая пострадавшая – также работница иностранной компании, и «на удочку» она тоже попалась путем запугивания о взломе аккаунта и через предложение переустановить систему защиты. Женщина назвала злоумышленникам персональные данные, а ближе к вечеру направилась в филиал «Каспи банка», где сняла с карточки миллион тенге и положила их на свой счет.

Через несколько минут, опять-таки с номера, начинающегося с цифры +1, данной клиентке банка позвонил мужчина. Представившись Иваном Сергеевичем, он попросил посодействовать в выявлении работников «Каспи банка», занимающихся мошенничеством, а для этого женщина должна была отправить на счет некой Алены миллион тенге. И эту жительницу города нефтяников просьба незнакомца не смутила, и также ни с кем не посоветовавшись, женщина отправила крупную сумму денег на счет незнакомого человека. Вскоре позвонил Иван Сергеевич и сообщил о том, что отдел кадров «Каспи банка» составляет документацию о закрытии ее кредита. Лишь придя домой, женщина поняла, что ее обманули. Выступая в прямом эфире, начальник отдела полиции Бурлинского района Даурен Утегулов напомнил, что работники банков никогда не просят своих клиентов сообщить им номера карточки, пароля, СМС-уведомления, на которые приходят коды. А если клиенту банка позвонили с просьбой сообщить персональные данные, то необходимо прервать разговор для того, чтобы перезвонить в банк и проверить необходимость в запрашивании данных
клиента. Д. Утегулов обращает внимание, что несмотря на то что разъяснению схем обмана телефонных мошенников посвящаются различные телевизионные эфиры, публикации в СМИ, жители нашей области продолжают вестись на уловки аферистов.

– На сегодняшний день на территории Бурлинского района зарегистрировано 33 факта мошенничества, из
них 28 – это интернет-мошенничества. Зачастую денежные средства потерпевших обналичиваются за пределами Казахстана – в РФ, на Украине, в странах дальнего зарубежья, и в связи с этим расследование данной категории уголовных дел представляет особую сложность, – отметил начальник отдела полиции Бурлинского района.

Саида ТУЛЕГЕНОВА,
собственный корреспондент
«Юридической газеты»
по Западно-Казахстанской области

Комментарий