12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ

Развитие любого государства невозможно без квалифицированных кадров в любой области деятельности. Это и промышленность и сельское хозяйство и наука и оборона страны. И подготовка таких кадров возложена на систему образования Казахстана. Очень важна роль ВУЗов, чтобы студенты выпускались высокопрофессиональными специалистами для решения задач развития государства.

Система образования формирует важнейший фактор экономического развития — интеллектуальные ресурсы, обладающие необходимыми технологическими знаниями и умениями, способ­ностью их постоянно наращивать.

Система образования воспроизводит и транс­формирует культуру как совокупность ценностей, убеждений и норм поведения — ключевой элемент как устойчивости общества, так и его развития. Система образо­вания призвана усиливать конкурентоспособность национальной культуры: новые технологии тре­буют более высокой культуры.

Опираясь на эти исходные теоретические ус­тановки, мы можем более четко увидеть пробле­мы казахстанского образования и идентифици­ровать стратегические задачи его развития.

В 1990-е гг. в Казахстане снизился общий тех­нологический уровень производства, возросла доля сырьевых и простых товаров, сократилось финансирование образования. Не было спроса на новые технологии и квалифицированные научные и технические кадры. Упало ка­чество государственного управления, в т.ч. систе­мой образования.

В 2000-е гг. начался быстрый экономический рост. Деиндустриализация остановлена. Но этот рост был вызван преимущественно восстановле­нием и развитием производства на прежней технологической основе, о чем свидетельствуют крайне низкие затраты крупных предприятий на разработку новых технологий и продуктов.

Тем не менее, на сегодняшний день работода­тели и аналитики отмечают серьезное снижение квалификации большинства сегодняшних выпуск­ников, в частности инженеров. Главными пробле­мами, являются следующие: обучение идет на основе физически и морально устаревшего обору­дования; средний возраст профессорско-препода­вательского состава приближается к пенсион­ному; используемые образовательные программы оторваны от реальных потребностей предприятий; студенты не имеют опыта решения реальных практических задач. В результате при остром дефиците квалифицированных инженерных кад­ров только треть выпускников инженеров идут работать по специальности.

Система образования должна готовить ученых, менеджеров и специа­листов различного уровня, способных:

— поддерживать существующие технологии и продукты;

— заимствовать новые технологии и продукты;

— разрабатывать новые технологические принципы и технологии.

В управлении казахстанским образованием отсутствует система комплексного прогнозирования и планирования, основанная на прогнозах рынка труда и технологического раз­вития. Распределение бюджетных мест не бази­руется ни на мониторинге рынка труда, ни на стратегии экономического развития страны.

Развитые страны стремительно наращивают программы подготовки квалифицированных инженерных кадров, способных проектировать, управлять и поддерживать сложные технологи­ческие процессы. Эксперты сходятся во мнении, что мир стоит на пороге новой волны техноло­гической гонки.

Для проведения мо­дернизации необходимо обеспечить устойчивый поток квалифицированных кадров нового поко­ления (нового качества подготовки), что является одним из важнейших стратегических государст­венных приоритетов.

Необходимо форми­ровать национально ориентированную элиту мирового уровня, которая работала бы на благо всего нашего общества и государства, обладала бы необходимыми для этого нравственными и духовными ценностями, общим видением буду­щего нашей страны и путей ее развития.

Эти люди будут иметь разные профессии, работать в разных сферах деятельности, у них будут разные интересы, но они должны считать себя единомышленниками, членами одной коман­ды. Казахстанская элита эпохи модернизации видит смысл своей жизни не в личном обогаще­нии, а в создании фирм — «национальных и миро­вых чемпионов», построении эффективной эконо­мики и сильного государства, достижении высо­кого жизненного уровня соотечественников.

Заключение.   Совершенствование казахстанской системы образования не только необходимо, но и является ключевым фактором эко­номического роста страны, определяя его темпы и результаты, возможности вхождения нашей страны.

Необходимо возрождение движения научно-технического творчества молодежи, развертывание образовательных учреждений начального профессионального образования, технических лицеев, систем высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Лучшие казахстанские вузы должны стать элитными в отношении высокого качества подго­товки, но доступными в первую очередь для талантливой молодежи. Ведущим ВУЗом является КазНУ им. аль-Фараби.

Политика КазНУ им. аль-Фараби в области качества является неотъемлемым элементом управления университетом и основой планирования его образовательной деятельности. Руководство университета должно обеспечить эффективную реализацию всем персоналом университета настоящей Политики в области качества. Каждый сотрудник университета несет персональную ответственность в пределах своей компетенции за качество своей работы. Каждый должен понимать, что от уровня удовлетворенности потребителей качеством нашей работы зависит благополучие университета и во многом успешное развитие Казахстана. Важно обеспечить тесное взаимодействие университетов с научными институтами.

Стратегия развития системы образования кри­тично важна для Казахстана. При успешном раз­витии системы образования резко расширяются возможности для нового технологического рывка и повышения стандартов жизни населения. Качественное изменение в сфере образования определит нашу жизнь на многие годы вперед.

С.В. Новикова,  О.А. Куратова, Преподаватели кафедры иностранной филологии и

переводческого дела КазНУ им. аль-Фараби

Волонтёры Алматы организовали кинопоказ для более 100 детей из детских домов

В Алматы волонтёры организовали тёплую и запоминающуюся встречу для...

В Алматы началась работа по мониторингу студенческих общежитий

При поддержке Управления молодежной политики города Алматы стартовал мониторинг...

Алматыда студенттік жатақханаларға мониторинг жұмыстары басталды

Алматы қаласы Жастар саясаты басқармасының қолдауымен қала аумағындағы студенттік...