Развитие любого государства невозможно без квалифицированных кадров в любой области деятельности. Это и промышленность и сельское хозяйство и наука и оборона страны. И подготовка таких кадров возложена на систему образования Казахстана. Очень важна роль ВУЗов, чтобы студенты выпускались высокопрофессиональными специалистами для решения задач развития государства.
Система образования формирует важнейший фактор экономического развития — интеллектуальные ресурсы, обладающие необходимыми технологическими знаниями и умениями, способностью их постоянно наращивать.
Система образования воспроизводит и трансформирует культуру как совокупность ценностей, убеждений и норм поведения — ключевой элемент как устойчивости общества, так и его развития. Система образования призвана усиливать конкурентоспособность национальной культуры: новые технологии требуют более высокой культуры.
Опираясь на эти исходные теоретические установки, мы можем более четко увидеть проблемы казахстанского образования и идентифицировать стратегические задачи его развития.
В 1990-е гг. в Казахстане снизился общий технологический уровень производства, возросла доля сырьевых и простых товаров, сократилось финансирование образования. Не было спроса на новые технологии и квалифицированные научные и технические кадры. Упало качество государственного управления, в т.ч. системой образования.
В 2000-е гг. начался быстрый экономический рост. Деиндустриализация остановлена. Но этот рост был вызван преимущественно восстановлением и развитием производства на прежней технологической основе, о чем свидетельствуют крайне низкие затраты крупных предприятий на разработку новых технологий и продуктов.
Тем не менее, на сегодняшний день работодатели и аналитики отмечают серьезное снижение квалификации большинства сегодняшних выпускников, в частности инженеров. Главными проблемами, являются следующие: обучение идет на основе физически и морально устаревшего оборудования; средний возраст профессорско-преподавательского состава приближается к пенсионному; используемые образовательные программы оторваны от реальных потребностей предприятий; студенты не имеют опыта решения реальных практических задач. В результате при остром дефиците квалифицированных инженерных кадров только треть выпускников инженеров идут работать по специальности.
Система образования должна готовить ученых, менеджеров и специалистов различного уровня, способных:
— поддерживать существующие технологии и продукты;
— заимствовать новые технологии и продукты;
— разрабатывать новые технологические принципы и технологии.
В управлении казахстанским образованием отсутствует система комплексного прогнозирования и планирования, основанная на прогнозах рынка труда и технологического развития. Распределение бюджетных мест не базируется ни на мониторинге рынка труда, ни на стратегии экономического развития страны.
Развитые страны стремительно наращивают программы подготовки квалифицированных инженерных кадров, способных проектировать, управлять и поддерживать сложные технологические процессы. Эксперты сходятся во мнении, что мир стоит на пороге новой волны технологической гонки.
Для проведения модернизации необходимо обеспечить устойчивый поток квалифицированных кадров нового поколения (нового качества подготовки), что является одним из важнейших стратегических государственных приоритетов.
Необходимо формировать национально ориентированную элиту мирового уровня, которая работала бы на благо всего нашего общества и государства, обладала бы необходимыми для этого нравственными и духовными ценностями, общим видением будущего нашей страны и путей ее развития.
Эти люди будут иметь разные профессии, работать в разных сферах деятельности, у них будут разные интересы, но они должны считать себя единомышленниками, членами одной команды. Казахстанская элита эпохи модернизации видит смысл своей жизни не в личном обогащении, а в создании фирм — «национальных и мировых чемпионов», построении эффективной экономики и сильного государства, достижении высокого жизненного уровня соотечественников.
Заключение. Совершенствование казахстанской системы образования не только необходимо, но и является ключевым фактором экономического роста страны, определяя его темпы и результаты, возможности вхождения нашей страны.
Необходимо возрождение движения научно-технического творчества молодежи, развертывание образовательных учреждений начального профессионального образования, технических лицеев, систем высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
Лучшие казахстанские вузы должны стать элитными в отношении высокого качества подготовки, но доступными в первую очередь для талантливой молодежи. Ведущим ВУЗом является КазНУ им. аль-Фараби.
Политика КазНУ им. аль-Фараби в области качества является неотъемлемым элементом управления университетом и основой планирования его образовательной деятельности. Руководство университета должно обеспечить эффективную реализацию всем персоналом университета настоящей Политики в области качества. Каждый сотрудник университета несет персональную ответственность в пределах своей компетенции за качество своей работы. Каждый должен понимать, что от уровня удовлетворенности потребителей качеством нашей работы зависит благополучие университета и во многом успешное развитие Казахстана. Важно обеспечить тесное взаимодействие университетов с научными институтами.
Стратегия развития системы образования критично важна для Казахстана. При успешном развитии системы образования резко расширяются возможности для нового технологического рывка и повышения стандартов жизни населения. Качественное изменение в сфере образования определит нашу жизнь на многие годы вперед.
С.В. Новикова, О.А. Куратова, Преподаватели кафедры иностранной филологии и
переводческого дела КазНУ им. аль-Фараби