12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

ЖУРНАЛИСТИКА С ОСОБЫМ СТАТУСОМ

Независимый характер СМИ, априори провозглашенный в сообществе, все же позволяет выделить в последнее время особый статус такого серьезного раздела журналистики, как «политическая журналистика».

Исследования в сфере предпочтений электората, зачастую формируемых через СМИ, актуализируют взаимозависимость между коллективной психологией и политологией, что позволяет понять, как и почему политические процессы разворачиваются так, как они происходят, каково влияние политического контекста на различные области человеческого поведения. Со времени последних выборов в стране, научное понимание психологии электората, мотивации избирателя и соответственно, результатов выборов, значительно расширилось и углубилось. Ряд исследований показывает, что причинно-следственные силы, определяющие предпочтения тех или иных кандидатов, делятся на две большие категории: внутренние и внешние по отношению к сознанию избирателей. Факторы, влияющие на сознание избирателей, включают предрасположенности, которые существуют до начала кампании, и когнитивные и аффективные реакции на события во время кампании. Внешние факторы, в свою очередь, можно разделить на следующие категории. Во-первых, события предвыборной кампании, которые создаются кандидатами или их штабами, политическими партиями или другими организациями и которые явно направлены на то, чтобы повлиять на исход выборов. Во-вторых, события, происходящие по всей стране и в мире, на которые, скорее всего, не влияют предвыборная кампания или предстоящие выборы, изменения в национальной экономике или начало войны между двумя иностранными государствами. В-третьих, поведение отдельных лиц и групп в непосредственной близости от избирателя, особенно реакция этих «других» на предстоящие выборы или на недавние национальные или мировые события. Большое количество исследований поведенческих моделей электората в мире за последние 50 лет посвящено изучению влияния внутренних и внешних факторов. В результате этой работы был составлен разнообразный и многогранный список конкретных факторов, определяющих предпочтения кандидатов, некоторые из которых формируются в сознании избирателей (например, идентификация с политическими партиями, либерально-консервативная идеология, ретроспективные оценки эффективности работы действующего президента, перспективные суждения о вероятной эффективности новых кандидатов, отношение к противоречивой политике правительства, восприятие личностей кандидатов, эмоции, вызываемые кандидатами у избирателей, предпочтения), и другие факторы в окружении избирателей (например, характеристики людей, с которыми избиратель обсуждал политику, содержание ТВ рекламы, баннеров и др.). Что до Казахстана, то события 2022 года отложились в сознании граждан как представляющие потенциальную угрозу безопасности (январь), в беседах с потенциальными избирателями наблюдается разброс: от плохо прикрытой агрессии (чаще у молодых), до слабой ориентации в программах кандидатов и аполитичных суждений (в основном учащиеся, склонные игнорировать процесс вообще). Журналистика в Казахстане, в частности, политическая журналистика, на данный момент еще не приобрела должного веса и авторитетных лидеров. В перспективе готовить кадры в указанном направлении станет очевидным, поскольку мир не стоит на месте и существуют научные школы и совершенствуются политтехнологии. Пока что СМИ способны в лучшем случае отрабатывать госзаказ, точнее политзаказ, и не всегда это удачный опыт. Область психологии только начинает разрабатывать теории достаточного масштаба и сложности, чтобы объяснить влияние этих различных внутренних и внешних факторов на выбор избирателей. Причинно-следственное воздействие многих из этих факторов условно. Изучение этих опосредующих и сдерживающих факторов немаловажно для понимания избирательского выбора с точки зрения психологии и идентичности, в некоторой доле определяющих результаты выборов. Методики определения наиболее предпочитаемого кандидата разнообразны. Один из способов – подсчет симпатий и антипатий, иными словами, «лайков» и «дизлайков» в отношении того или иного кандидата. Это заметно по контенту социальных сетей, где образованная часть сообщества оставляет комментарии относительно формата и хода предвыборной агитации. Также с учетом цифровых технологий, важно понимать, что современный электоральный процесс находится в прямой зависимости от PR-технологий. Поэтому при исчислении результатов, существенным оказывается так называемая «онлайн-оценка», по сравнению с оценкой, основанной на памяти. Иными словами, предпочтения тех или иных кандидатов зачастую основаны не только на фрагментах информации, которую избиратель может запомнить о кандидате (баннеры, листовки). Вместо этого «продвинутые» избиратели могут постоянно обновлять онлайн-информацию (ТВ-дебаты, видеоролики в социальных сетях) и общие оценки кандидатов, хранящиеся в памяти на протяжении всей кампании, корректируемые в соответствии с текущими событиями (при просмотре интервью, блогеров) и извлекаемые из памяти в день выборов. Исследования показывают, что некоторые избиратели проводят оценку и выбор на основе памяти, в то время как другие – выносят суждения с помощью онлайн-обновления. Косвенно, последний вывод фиксирует относительно высокую роль Интернета и цифровых медиа в продвижении (либо критике) программ кандидатов. Нам, педагогам высшей школы, ученым, импонирует программа действующего Президента, в которой мудро расставлены приоритеты и среди них внимание уделяется молодежи, науке и образованию. Даже такой, казалось бы, «земной» вопрос как строительство новых общежитий для обучающейся молодежи, иногородних, чрезвычайно важен для привлечения в национальные университеты «самородков» из казахстанской глубинки, а они есть. Думаю, в будущем Правительству и заинтересованным службам предстоит стимулировать серьезные исследовательские работы (с выделением целевых грантов) по разработке и применению психологических моделей для выявления причин, посредников и модераторов, участвующих в принятии гражданами решений о голосовании. Не секрет, что определенную роль в процессе выбора того или иного кандидата играют идентификация политической партии, текущие политические предпочтения, ретроспективные оценки деятельности действующего президента, восприятие личностей кандидатов и перспективные суждения о будущей деятельности кандидатов. Согласно «дистанционной» теории голосования, граждане невольно вычисляют и интегрируют расстояния между собой и кандидатами. Дискредитация правящей партии и в целом понятия «правящая» партия в стране получили справедливую оценку со стороны Президента К.-Ж. Токаева. Тому были известные причины, партии как бы есть, но десятилетия приоритетности единственной партийной группы сделали свое негативное дело: политическая маневренность в работе с избирателями, эквилибр в хорошем смысле, утерян из политического багажа остальных партий. За бортом остались: филигранная отработка слоганов, публицистика, открытые дебаты, вся внешняя работа ряда кандидатов сводится к непрофессиональным PR-роликам, увы, невысокого качества. Понятие «штаб» важно подкреплять реальными видимыми действиями в пользу кандидатов, для более аргументированного продвижения платформ, как нам представляется. При подсчете потенциальных результатов выборов, несомненно, играет весомую роль неоднородность среди самих потенциальных избирателей. Если сравнивать позиции экспертов с политическими новичками, то люди с большим политическим опытом с большей вероятностью используют вопросы и идеологию для определения предпочтений своих кандидатов, в то время как люди с низким уровнем знаний с большей вероятностью используют идентификацию партии, рейтинги одобрения президента, личностное восприятие кандидатов и оценки экономических условий страны. Кроме того, внимание СМИ к конкретным событиям может изменить вес, который читатели и зрители придают определенным областям при оценке политических кандидатов. Обобщая вышесказанное, можно констатировать определенный спад электората к выборам в конце календарного года, с наступлением зимнего сезона похолодания, в обстановке неполного информирования, при переключении внимания на международные события, несущие в себе потенциальную угрозу безопасности (локальные войны, мобилизация, голод, нестабильность курса национальной валюты и проч.), слабой представленности или отсутствии харизматических персон кандидатов. Репрезентативные выборки, онлайн опросы в режиме реального времени и последовательное наблюдение – эти и многие другие методы социальной психологии вполне могут быть взяты на вооружение как политологами, так и журналистами и ведущими популярных ток-шоу в предвыборный период. Как уже отмечалось выше, на поведенческие стереотипы электората влияют как экономическая ситуация в стране, так и международные события, климатические особенности и персональные характеристики выборных лиц. В данном контексте, как минимум, две области психологии были бы особенно актуальны: социальная психология, а также психология суждений и принятия решений. В последние годы эти субдисциплины породили новые идеи, которые могут продвинуть научное понимание голосования и выборов. В частности, эта работа предполагает изучение того, как люди каталогизируют атрибуты объектов и используют их для выбора среди субъектов; формируют впечатление о личностях кандидатов, включая компетентность, надежность, силу лидерства и многое другое; находятся под влиянием своих собственных эмоциональных реакций на заявления и действия кандидатов; отождествляют себя с социальными группами (например, политическими партиями, этническими группами и общественными организации), которые поддерживают кандидатов; оценивают качество работы действующего лица ретроспективно; формируют ожидания будущей деятельности действующего лица и претендентов; убеждаются кандидатами, их представителями и рекламой их программ; узнают о кандидатах через СМИ, и бессознательно обрабатывают межличностный выбор; сознательно и бессознательно находятся под влиянием мотивов и целей; оценивают сходство кандидатов с собой, с точки зрения предпочтений, целей, стилей взаимодействия и коммуникации; находятся под влиянием страха и предполагаемых угроз личной и коллективной безопасности; формируют и используют распространенные идеологемы и наборы фундаментальных ценностей; руководствуются своими собственными неявными или явными установками и убеждениями; контролируемыми или автоматическими процессами выбора и, наконец, находятся под влиянием извне других людей. Однако фундаментальная наука психология дистанцируется от социальной журналистики, как правило. То есть, предстоит серьезная проработка и в этом направлении, при определении приоритетных направлений профессионального обучения и выделении впредь грантов для студентов вузов и магистрантов.

Гюльнар МУКАНОВА,
к.и.н., профессор КазНУ
им. аль-Фараби

Традиции и обычаи нашей земли

Шымкент – это один из крупнейших и наиболее развитых...

Все для комфортной жизни

Открытие четырех новых домов культуры в жилых массивах Кайнарбулак,...

Сохранить общенациональное согласие

Наша страна является приверженцем мирной многовекторной стратегии, которая осуществляется...

Ориентир на интересы граждан

В нашей стране созданы и продолжают создаваться все необходимые...

Задача – вершить правосудие

Судья – юрист высшей квалификации, наделенный правом вершить правосудие....