В ПРЕДДВЕРИИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В КАЗНУ ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКАДЕМИКА ГАЙРАТА САПАРГАЛИЕВА, ЕГО КОЛЛЕГИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ДЕЛЯТСЯ ВОСПОМИНАНИЯМИ ОБ ОДНОМ ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ КАЗАХСТАНСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, АКАДЕМИКЕ АЕН И НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, АКАДЕМИКЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЕВРАЗИЙСКОЙ АКАДЕМИИ, ПРОФЕССОРЕ, ЗАСЛУЖЕННОМ ЮРИСТЕ СТРАНЫ И ЗАСЛУЖЕННОМ РАБОТНИКЕ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.

ГАЙРАТ САПАРГАЛИЕВИЧ САПАРГАЛИЕВ – ученый правовед, один из основоположников казахстанской юридической науки и образования, педагог, доктор юридических наук, академик АЕН и Национальной академии наук Республики Казахстан, академик Международной Евразийской академии, профессор, Заслуженный юрист, Заслуженный работник прокуратуры Республики Казахстан. Родился 26 июня 1930 года в городе Семей. В 1952 году окончил Саратовский государственный юридический институт им. А. Курского. В 1955 году окончил аспирантуру в секторе права Академии наук Казахской ССР. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Роль Советского государства и права в осуществлении культурной революции в Казахстане». В 1967 году защитил докторскую диссертацию на тему: «Карательная политика Царского самодержавия против революционно-освободительного движения в Казахстане». Научный руководитель Салык ЗИМАНОВ. Участвовал в разработке проектов Конституции Казахской ССР (1978 год), Конституции РК (1993, 1995 годы), Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан 1995 года». Принимал участие в подготовке проекта Концепции правовой политики РК на период до 2020 года. Скончался 20 июля 2010 года в городе Алматы.

заместитель председателя
правления, первый
проректор КазНУ
им. аль-Фараби,
профессор, д.ю.н.
СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ
В ПРЕДДВЕРИИ 95-ЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ СВОЕГО УЧИТЕЛЯ, АКАДЕМИКА НАН РК ГАЙРАТА САПАРГАЛИЕВИЧА САПАРГАЛИЕВА, ХОТЕЛОСЬ БЫ ВСПОМНИТЬ ЦЕННЫЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПО СЕЙ ДЕНЬ МЫСЛИ УЧЕНОГОПРАВОВЕДА В СФЕРЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НАШЕГО ГОСУДАРСТВА.
Большое внимание им уделялось проблемам формирования политической системы Казахстана. Особым субъектом, формирующим идеологию государства Казахстан, является народ. Согласно Конституции РК этот важный субъект государственной идеологии является «единственным источником государственной власти» (п. 1. ст. 3). Этим самым закреплена идея о том, что государство Казахстан является официальной политической организацией всех граждан, независимо от национальной, социальной и иной принадлежности. Академик Г. Сапаргалиев говорил, что процесс появления различных политических партий, возрастание их роли в обществе, усложнение форм и методов их деятельности приводят к их правовой институционализации. Как им правильно определено, институционализация политических партий в РК осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: путем включения в Конституцию основных положений их статуса и путем формирования специального законодательства о политических партиях. Что касается конституционных положений о политических партиях, то ученый давал им характеристику и особо выделял ст. 5 Конституции РК, посвященную их статусу. Так, п. 1 гласит: признание идеологического многообразия означает подведение конституционной основы для возникновения различных политических партий, основывающихся на различных идеологиях. Таким образом, политические партии, основывающие свою деятельность на конституционной основе, являются легитимными. Кроме того, политические партии признаются самостоятельными политическими организациями, не сливаются с госорганами, независимы от них. Это конституционное положение имеет исключительное значение и является своеобразным выводом из отрицательного исторического прошлого компартии СССР. Не допускается создание в госорганах организаций политических партий. Так, академиком Г. Сапаргалиевым оговаривалось положение, предусматривающее невозможность депутатов Парламента, членов Правительства занимать оплачиваемые должности в политических партиях. Госслужащие, даже являющиеся членами политических партий, при исполнении должностных обязанностей должны руководствоваться требованиями законодательства и не быть связанными с решениями политических партий и их органов. Законом РК от 05.11.2022 года также дополнена ст. 3-1. Закона РК «О политических партиях», где говорится, что «на период осуществления своих полномочий Президент РК не должен состоять в политической партии». В Конституции определено, что все политические партии равны перед законом. Это означает, что ни одна политическая партия не может претендовать на исключительное положение. Кроме того, Основной документ запрещает государству незаконно вмешиваться в дела политических партий (под этим понимается совершение ими действий, которые нарушают статус политических партий, предусмотренный и закрепленный в Конституции и законодательстве о политических партиях). Согласно Конституции не допускается возложение на политические партии функций государственных органов. Госорганы сами должны осуществлять возложенные на них функции. Это конституционная идея проводится последовательно, подтверждением данного положения является отделение органов местного самоуправления от местных госорганов. Конституцией запрещено государственное финансирование политических партий, которые могут существовать и функционировать за счет своих средств, средств, выделяемых гражданами и юридическими лицами РК. Политические партии Казахстана не должны получать средства от иностранных юридических лиц и граждан, от иностранных государств и международных организаций, что обусловлено недопущением возможного влияния на их деятельность. В соответствии с Конституцией запрещены создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни. Согласно Основному Закону в РК не допускается деятельность политических партий других государств, что вытекает из необходимости обеспечения суверенитета и независимости Казахстана. В РК запрещена деятельность политических партий на религиозной основе. Данное конституционное положение следует понимать в том смысле, что нельзя создавать политические партии с религиозным мировоззрением; созданные и зарегистрированные партии не имеют права осуществлять свою деятельность, руководствуясь религиозной идеологией; нельзя создавать политические партии на национальной (этнической) основе. Констатация этих фактов Гайратом Сапаргалиевичем привела к ряду обоснованных выводов: Конституция РК создала широкую основу для организации и деятельности политических партий, а также сформировала поле для обеспечения политического плюрализма, и теперь демократическими средствами защищаются права и свободы граждан, суверенитет и законные интересы государства.

доцент кафедры
теории и истории
государства и права,
конституционного и
административного права
юридического факультета
КазНУ им. аль-Фараби,
д.ю.н
ПРИМЕР ВЫСОКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
26 ИЮНЯ 2025 ГОДА ВСЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ РК БУДЕТ ОТМЕЧАТЬ 95-ЛЕТИЕ ОДНОГО ИЗ ПАТРИАРХОВ КАЗАХСТАНСКОЙ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ НАУКИ, АКАДЕМИКА НАН РК, ПРОФЕССОРА ГАЙРАТА САПАРГАЛИЕВА.
Давая в своих трудах детальный научный анализ положений Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года, академик НАН РК Г. Сапаргалиев назвал этот правовой документ важным актом конституционного строительства в Казахстане. Именно здесь впервые было заявлено о национальной государственности: «Казахская ССР принимает меры по защите, охране и укреплению национальной государственности» (ст. 2), а также утверждалось, что возрождение и развитие казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одними из важнейших задач государственности Казахской ССР. Как подчеркивал Гайрат Сапаргалиевич, в Декларации отсутствует классовый подход к определению социальной основы государства. Понятия «рабочие», «крестьяне», «интеллигенция», содержавшиеся в ст. 1 (п. 19) Конституции Казахской ССР, исключены из норм законов. Народ провозглашался единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. (Это положение было закреплено впоследствии в обеих Конституциях РК). Казахская ССР наделялась правом выступать самостоятельным субъектом международных отношений. По Конституции СССР и Конституции Казахской ССР 1978 года Казахстан не был самостоятельным субъектом международных отношений. Итак, более чем за год до провозглашения независимости в Казахстане был принят акт конституционного характера, который заложил основы самостоятельного, независимого развития страны. В 1991 году были приняты еще два акта, имеющие конституционный характер, с принятием которых завершился процесс закрепления суверенитета и независимости на высшем уровне. 10 декабря 1991 года был принят Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики». Хотя этот закон не назывался конституционным, он фактически был таковым. Значение его в том, что с наименования республики была снята классовая основа государственной организации. Также значимость этого акта состоит в признании политического самоопределения всего народа: Казахская ССР переименовывается в Республику Казахстан, «исходя из стремления многонационального народа республики к построению демократического, независимого, миролюбивого, правового государства, основанного на принципах самоопределения». Правовое оформление закрепления суверенитета и независимости республики завершает Конституционный Закон РК «О государственной независимости РК» от 16 декабря 1991 года, в котором говорилось, что Верховный Совет, «выражая волю народа Казахстана, подтверждая право казахской нации на самоопределение…, провозглашает независимость Республики Казахстан». С момента обретения Казахстаном подлинного суверенитета и независимости минуло более 30 лет. Новый Казахстан – это демократическое, правовое, социальное, слышащее государство, которое помнит свою историю, высоко оценивает вклад таких известных ученых-конституционалистов, как Гайрат Сапаргалиев в развитие правовой науки и конституционного законодательства суверенного и независимого Казахстана.

заведующая кафедрой теории
и истории государства и права,
конституционного и административного
права юридического факультета, КазНУ
им. аль-Фараби, к.ю.н., доцент
СТАБИЛЬНОСТЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КОНСТИТУЦИИ
НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ АКАДЕМИКА ГАЙРАТА САПАРГАЛИЕВИЧА САПАРГАЛИЕВА ЗАСЛУЖЕННО И ОБЩЕПРИЗНАННО СЧИТАЕТСЯ ОСНОВОЙ СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА.
Его размышления, суждения, научные построения были нацелены на глубокое понимание исторической миссии Основного Закона как живого юридического и политического организма, который не просто регулирует общественные отношения, но и отражает уровень зрелости государственности. В его трудах Конституция – это документ особой значимости, который не должен восприниматься как конъюнктурный политико-юридический текст, легко поддающийся адаптации под изменчивые интересы власти или временного большинства. Напротив, он настаивал на том, что в основе любой подлинной конституции должен лежать принцип преемственности — как выражение связи поколений, как сохранение ядра правовых и политических ценностей, на которых зиждется государственная система. Академик Г. Сапаргалиев ясно и последовательно формулировал свою позицию о недопустимости поспешных изменений в текст Конституции. Он понимал Конституцию как нечто большее, чем просто юридический акт, — как историческое выражение суверенной воли народа, зафиксированное в конкретный момент развития нации. Эта мысль была для него не просто тео ретической конструкцией, но глубоким убеждением, выстраданным опытом постсоветских трансформаций, когда неопределенность и правовой релятивизм могли привести к эрозии самой идеи государственной легитимности. Именно поэтому Г. Сапаргалиев выступал за сохранение первоначального текста Конституции как правового памятника, как документа эпохи, предлагая вносить все последующие изменения не в основной массив текста, а в форме приложений – по образцу американской правовой традиции. Такой подход указывает на его стремление к сохранению баланса между неизменяемостью основ и открытостью правовой системы к необходимым адаптациям. В этом заключается глубинная правовая философия ученого, избегающего как догматизма, так и правового популизма. Концептуально важным является утверждение Г.С. Сапаргалиева о том, что правовой потенциал Конституции нельзя сводить лишь к ее юридическим формулировкам – он коренится в правовых идеях, в целостной системе конституционных цен ностей, которые подлежат реализации не столько через механическое принятие новых законов, сколько через разумное правоприменение, толкование, правовую культуру общества и институтов. Идеи академика Г. Сапаргалиева о природе и потенциале Конституции имеют особую значимость, ведь он не просто размышлял о ней как ученый, но сам стоял у истоков ее создания. Его теоретические выводы основаны не на отвлеченных построениях, а на личном участии в разработке ключевых конституционных актов. Активное и глубоко содержательное участие в разработке основополагающих конституционно-правовых актов независимого Казахстана занимает особое место в научной и государственной биографии академика Гайрата Сапаргалиевича Сапаргалиева. Гайрат Сапаргалиевич также глубоко рассматривал вопрос о природе и границах полномочий, связанных с внесением изменений в Основной Закон. Особое внимание он уделял проблеме делегирования полномочий и тому, что Парламент не вправе передавать инициативу по изменению Конституции Президенту или иному органу. Источник легитимности и изменений Основного Закона – народ как носитель суверенитета, выражающий свою волю в специально установленной процедуре. Ни одна ветвь власти, по его мнению, не может быть выше Конституции и тем более трактовать ее содержание исходя из политической целесообразности. В своих выступлениях он подчеркивал: каждое изменение должно быть результатом зрелого правосознания, системного анализа, прогностического мышления. Право, по его мнению, – это не машина, которую можно без последствий перестраивать по текущему заказу, а хрупкая структура, основанная на доверии общества, стабильности норм и уважении к правовой культуре. Идеи Г. Сапаргалиева актуально звучат и сегодня – в решениях Конституционного Суда, в работах молодых ученых, в дискуссиях о будущем правового государства, продолжая оказывать влияние на правовое мышление. В условиях новых вызовов и реформ его голос остается голосом разума, предостерегающим от излишней поспешности, подмены принципов интересами, от забвения того, что Конституция – это прежде всего живой договор между государством и обществом, основанный на доверии, взаимном уважении и ответственности.

профессор кафедры теории и истории государства и права,
конституционного и административного права
юридического факультета КазНУ им. аль-Фараби, д.ю.н.
АРХИТЕКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
ИМЯ ГАЙРАТА САПАРГАЛИЕВА – ЗАСЛУЖЕННОГО ЮРИСТА, АКАДЕМИКА НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК РК, ПРОФЕССОРА – ПРОЧНО СВЯЗАНО С РАЗВИТИЕМ ПРАВОВОЙ НАУКИ В КАЗАХСТАНЕ И ФОРМИРОВАНИЕМ САМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ СТРАНЫ.
Профессора Г. Сапаргалиева, который участвовал в разработке проектов трех конституций страны – Конституции Казахской ССР 1978 года, Конституций РК 1993 и 1995 годов, а также внес активную лепту в подготовку проекта Концепции правовой политики РК на период до 2020 года, с полным основанием можно назвать архитектором правовой системы Казахстана. В его научном и общественно-политическом творчестве огромное место занимало осмысление феномена казахстанского конституционализма как идеи, практики и системы. Его научное наследие включает глубокий и разносторонний анализ таких ключевых институтов и понятий, как унитаризм, система сдержек и противовесов, разделение властей, парламентский контроль, ответственность государства перед гражданином. Важнейшей чертой его подхода была связь фундаментальных юридических идей с реалиями государственного управления и потребностями времени. Он умел не только объяснить, как должен работать закон, но и увидеть, где он еще не работает и почему. Масштаб научной мысли позволил ему не просто следовать за объективно происходящими историческими явлениями, но и работать на опережение, предвосхищая многие процессы в правовой и политической системе страны. Именно благодаря его усилиям вопросы госслужбы, правового статуса служащих, совершенствования деятельности правоохранительных органов и формирования механизма конституционной ответственности обрели ясное теоретическое очертание и стали предметом прикладного переосмысления. Он предлагал не абстрактные решения, а реалистичные, выверенные схемы реформ, каждое положение которых было обосновано как научно, так и институционально. В казахстанской юриспруденции особое значение имеют такие его труды, как «Конституционная ответственность», «Становление конституционного строя в Республике Казахстан», «Правовые проблемы реформирования государственной службы», «Парламентское право». Эти труды были высоко оценены профессиональным научным сообществом не только Казахстана, но и зарубежных стран. Гайрат Сапаргалиев никогда не рассматривал юридическую науку, как абстракцию, не имеющую связи с реальной жизнью. Его выступления на конференциях, участие в заседаниях экспертных комиссий, аналитические доклады в государственных органах – все это было посвящено одной цели: сделать право работающим инструментом, сделать государство справедливым. Он сумел сформировать собственную школу научного мышления, и его влияние ощущается во многих современных исследованиях в области конституционного права и государственного управления. Его научные труды публиковались миллионными тиражами и использовались в общеобразовательных школах, колледжах, вузах – это редчайший случай, когда один человек смог повлиять на правовое воспитание целой страны. Его учебное пособие «Основы государства и права Республики Казахстан» было включено в программу школьного образования. Для ряда поколений казахстанских юристов академическим учебником по конституционному праву остается именно труд Г. Сапаргалиева. Особое значение имеют его комментарии к Конституции РК. Это не просто юридический анализ, это политико-правовой взгляд на развитие государства. И если правовая система Казахстана имеет устойчивость и ценностные ориентиры, то во многом это благодаря тому, что ее строили такие люди, как Гайрат Сапаргалиев.

доцент кафедры теории и истории государства
и права, конституционного и административного права
юридического факультета КазНУ им. аль-Фараби, д.ю.н.
К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ
СЕГОДНЯ ХОЧЕТСЯ ВСПОМНИТЬ АКСИОМЫ ЗНАМЕНИТОГО КАЗАХСТАНСКОГО УЧЕНОГОКОНСТИТУЦИОНАЛИСТА Г. САПАРГАЛИЕВА ОТНОСИТЕЛЬНО ЭВОЛЮЦИОННОГО ГОСУДАРСТВЕННОПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ НАШЕЙ СТРАНЫ.
Так, Комментарий к Конституции РК под «системой сдержек и противовесов» понимает совокупность установленных в ней организационных и правовых мер, обеспечивающих деятельность ветвей государственной власти в рамках их полномочий, предусматривающих ответственность за их превышение. Такое толкование, данное еще академиком Г.С. Сапаргалиевым, дает основание к пониманию того, что система «сдержек и противовесов» порождена разделением государственной власти на ветви. Конституция и соответствующее законодательство любого государства, признавшего принцип разделения государственной власти на ветви, содержат все элементы системы сдержек и противовесов, начиная с момента формирования ветвей государственной власти, включая весь процесс их деятельности до завершения таковой досрочно или в предусмотренный срок. Можно выделить некоторые особенности системы сдержек и противовесов, опираясь на Конституцию и действующее национальное законодательство Казахстана. Целесообразно классифицировать по следующим основным признакам, учитывая, что: – сдержки и противовесы закрепляются в основном в Конституции, поэтому являются конституционными средствами формирования и уравновешивания деятельности органов государственной власти; – они не являются случайной, хаотичной совокупностью средств воздействия на ветви государственной власти, а представляют собой логически и органически связанную, обусловленную сущностью государственного механизма систему средств; – каждая из ветвей государственной власти наделяется специфическими видами сдержек и противовесов, которые она может использовать в случае необходимости; – система сдержек и противовесов действует между ветвями и органами, не входящими в ветви; – система сдержек и противовесов действует во всех органах сверху донизу; – сдержки и противовесы служат для того, чтобы ни одна из ветвей не могла узурпировать всю государственную власть; – сдержки и противовесы должны обеспечивать самостоятельное функционирование всех ветвей государственной власти в соответствии с их компетенцией; – они должны обеспечивать согласованное функционирование всех ветвей государственной власти, а также органов, не входящих в ветви. Все вышеперечисленное приводит к умозаключению о том, что «система сдержек и противовесов» является основой для правильного формирования и синхронного функционирования всего государственного механизма в процессе преодоления трудностей, кризисных ситуаций при выполнении государством всех его функций. Актуальность проблемы видится и в подходе к «системе сдержек и противовесов», как к элементам системы. При этом под «сдержками» следует понимать такие организационные и правовые средства, которые направлены на обеспечение законности в процессе формирования органов государства, не допускать нарушения органами госвласти своих полномочий или исправления допущенных нарушений. «Противовесы» – организационные и правовые средства, которые создают условия для нормального функционирования ветвей государственной власти в целостном механизме правового регулирования. Отдельного внимания заслуживает анализ пространства власти и в плане обнаружения действия принципа сдержек и противовесов при рассмотрении вертикальной и горизонтальной иерархии власти и структур, ее составляющих. Полагаю, что при этом принцип сдержек и противовесов играет значимую роль не только в горизонтальной плоскости, на уровне «равнозначных» ветвей власти (например, «Парламент – Правительство – Верховный суд»), но и в вертикальной плоскости – например, при передаче части полномочий с общегосударственного на местный уровень власти в вопросах управления территориями, формирования бюджета, сбора налогов. Именно, на «вертикали», происходит санкционированный конституционно-правовым и иным законодательным образом обмен символическим властным «капиталом», перераспределение точек его функционального приложения. Основной Закон РК законодательно закрепил такое измерение суверенитета, которое напрямую связано с конституционными правами и полномочиями Президента страны и ветвей государственной власти. Действующая Конституция стала конституционно-правовой базой строительства новой системы государственных органов: формы правления, формы устройства, окончательного закрепления принципа разделения государственной власти на ветви и продолжает служить государству, обществу и каждому гражданину, непосредственно воздействуя на общественные отношения, а также являясь правовым источником развития национальной системы права.

преподаватель кафедры теории и истории
государства и права, конституционного и
административного права юридического
факультета КазНУ им. аль-Фараби, м.ю.н
ТИТАН ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ЛЕТ ГАЙРАТ САПАРГАЛИЕВ БЫЛ НАУЧНЫМ И ПРАВОВЫМ ЭКСПЕРТОМ ПО ПРОЕКТАМ ЗАКОНОВ КАЗАХСТАНА, ВЫПОЛНЯЛ ОТВЕТСТВЕННЫЕ ПОРУЧЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РК, БОЛЕЕ 40 ЛЕТ ЧИТАЛ ЛЕКЦИИ ПО ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ.
За выдающиеся заслуги в науке он был награжден орденами, в том числе орденом «Курмет» медалями и премиями не только Казахстана, но и других стран. Особенное место в деятельности Гайрата Сапаргалиевича занимает способность к непрерывному анализу и прозорливости в социально-политической и экономической ситуации в стране, умение прогнозировать. Очень ценны мысли академика в сфере конституционно-правового строительства нашего государства. В своих политико-правовых взглядах он аргументированно и обоснованно определяет, есть ли демократия, если да, то в чем она проявляется, какова ее перспектива? Ведь проблемы демократии относятся ко всем сторонам общественной и государственной жизни, поэтому они бесконечны во времени, пространстве и в круге субъектов. Политико-правовые концепты Г. Сапаргалиева особенно интересны в той части, когда он рассматривает политические права и свободы. Давая анализ понятию гражданства, он выходит на уровень взаимоотношений граждан и государства. Граждане в первую очередь постоянно политически связаны со своим государством, что означает наличие у граждан политических прав и свобод, то есть прав и свобод, тесно связанных с управлением делами государства, с демократией. Фигура академика Г. Сапаргалиева значительна в истории Казахстана, и изучение его политико-правовых воззрений актуально в научном и познавательном планах, ведь он по праву считается титаном казахстанской юридической науки.