Рассматривая любые проблемы явления, общества, государства необходимо разобраться в его истории. В этом отношении брачносемейные отношения не являются исключением. Вашему вниманию предлагаю разносторонние аспекты семейно-правовых отношений в советский период.
16 сентября 1918 года был принят «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» РСФСР. Он состоял из четырех глав. Вполне естественно, что данный кодекс сохранил формализацию брака, закрепленную предыдущими актами советской власти. Кроме того, в нем также было уравнено положение внебрачных детей и детей, родившихся в браке. Поэтому можно сделать вывод о том, что фактические брачные отношения также имели определенную юридическую силу, могли служить основой семьи. Кроме того, в соответствии с данным нормативным актом была предусмотрена раздельность имущества супругов. Это закреплялось §105 Кодекса. Кодекс 1918 года заложил правовую основу новой социалистической системы брачно-семейных отношений. В главе III этого Кодекса были предусмотрены нормы, касающиеся недействительности брака. Впоследствии они трансформировались в законодательство СССР. С учетом изменений в сфере брачносемейных отношений был принят «Кодекс законов о браке и опеке» РСФСР 1926 года. Поскольку традиционные уклады жизни были постепенно изменены, был повышен брачный возраст, установленный кодексом 1918 года для лиц женского пола – 16 лет. Кодекс пошел по пути усиления юридического значения фактического брака. В случае, когда брак не был зарегистрирован, для суда могли служить доказательствами фактических брачных отношений: факт совместного проживания (совместного сожительства); наличие общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами. При необходимости выявлялось, имела ли место взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей и так далее. Этими признаками фактический брак сближался с содержанием зарегистрированного брака и отличался от случайной связи. Впоследствии лица, состоящие в фактическом браке, могли оформить без препятствий свои отношения путем регистрации брака в ЗАГСе. Предусматривалась общность имущества супругов. Законодательство шло по пути постепенного расширения круга регулируемых отношений, в частности, усыновления, также имели место некоторые изменения, которые касались вопросов регистрации брака, Например, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года разграничил фактические брачные отношения, возникшие до указанной даты и после нее. Связано это с тем, что, несмотря на массированное воздействие с целью изменения традиционных семейнобрачных отношений, некоторый процент отношений на основе обычаев все же сохранялся. Государство же проводило определенную политику в области защиты материнства и детства. Накопление опыта регулирования брачно-семейных отношений, изменение социальных реалии привели к принятию Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье от 27 июня 1968 года, которые были введены в действие с 1 октября 1968 года. Преамбулой Основ декларировалось гармоничное сочетание при осуществлении заботы о советской семье общественных и личных интересов. Однако государство не отказалось от тотального контроля в сфере брачно-семейных отношений. Это можно увидеть из содержания ст. 1 данных Основ, определявшей задачи советского законодательства о браке и семье. В качестве задач определялись дальнейшее укрепление советской семьи, основанной на принципах коммунистической морали; построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, на свободных от материальных расчетов чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи; воспитание детей семьей и в органическом сочетании с общественным воспитанием в духе преданности Родине, коммунистического отношения к труду и подготовка детей к активному участию в строительстве коммунистического общества; всемерная охрана интересов матери и детей и обеспечение счастливого детства каждому ребенку; окончательное устранение пережитков прошлого и обычаев прошлого в семейных отношениях; воспитание чувства ответственности перед семьей. Даже поверхностный взгляд на перечисление задач семейного законодательства позволяет сделать вывод о том, что государство было далеко от мысли охранять устои семьи в ее традиционном понимании. Семья не рассматривалась как особая сфера личной жизни, а как некое обобществленное образование. Поэтому речь о реальном обеспечении прав личности в семье не могла иметь место. В целом, семейное законодательство советского периода производит такое же представление, как гражданское право, приспособленное под нужды административно-плановой экономики. Создавалось минимальное представление о личных неимущественных правах. Причем, эти личные неимущественные права были сугубо адаптированы под «конкурентные» взаимоотношения супругов. Все усугублялось тем, что семейное право таким же «маршевым» порядком регламентировало имущественные отношения супругов и иных членов семьи. Поэтому в специальной литературе стали высказываться точки зрения о наличии специфического метода семейного права, а само семейное право стало расцениваться как самостоятельная отрасль права. Задача заключалась не в том, чтобы обеспечить свободу семейной жизни, а максимально отрегулировать отношения членов семьи между собой. Поэтому семейное законодательство советского периода было оторвано от жизни, реальные семейные взаимоотношения складывались зачастую помимо действующего семейно-правового регулирования. Для справедливости следует отметить, что, в общем, любое семейно-правовое регулирование должно обеспечить лишь внешние контуры правового воздействия. Семья должна иметь возможность существовать и развиваться в обществе, так как это ей необходимо. Следует сказать, что речь идет, в первую очередь, не о самом нормативном регулировании, а об идеологии, подходе, который закладывает законодатель в регулирование тех или иных общественных отношений. В нашем случае семейно-правовых отношений. В целом нормативное регулирование брачносемейных отношений в период Союза ССР необходимо оценить позитивно. Оно заложило определенные стандарты подходов к семье. Необоснованных и негуманных по смысловому содержанию норм советское семейное законодательство не содержало. Поэтому семейное законодательство советского периода можно оценить в качестве предпосылки становления семейного законодательства РК. Остановимся на структуре Кодекса о браке и семье Казахской ССР. Он был принят 6 августа 1969 года и введен в действие с 1 января 1970 года. В нем было шесть разделов, включавших в общей сложности 25 глав. Причем шестой раздел содержался в этом Кодексе без деления на главы и не охватывал нумерацию глав Кодекса. Он назывался: «Применение законодательства Казахской ССР о браке и семье к иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим в Казахской ССР, применение законов о браке и семье иностранных государств и международных договоров». Всего в кодексе, включая указанный раздел, была 191 статья. В Основах законодательства о браке и семье было 29 статей. Таким образом, республиканское законодательство существенно дополнило союзное. Раздел 1 именовался «Общие положения». Он дублировал союзное законодательство. Интерес представляют некоторые нормы второго раздела кодекса. Например, ст. 16 предусматривала брачный возраст. Ст. 10 Основ законодательства о браке и семье Союза ССР допускала снижение брачного возраста для обоих брачующихся не более чем на два года. Кодекс о браке и семье КазССР допустил снижение брачного возраста на один год и только для женщин, что логически не обосновано. В ч. 2 ст. 16 Кодекса было указано по чьей инициативе может снижаться брачный возраст. Однако исключительный перечень оснований для снижения брачного возраста не предусмотрен в самом кодексе. Это было упущением касательно такого важного вопроса. В ч. 3 этой же статьи было предусмотрено, что во всех случаях снижение брачного возраста допускается с согласия вступающей в брак. Приведенные нормы свидетельствуют о том, что, декларируя принцип равенства супругов в семейно-правовых отношениях, законодатель не всегда придерживался его в регулировании всех брачно-семейных отношений. В гл. 5 (раздел 2) регламентировались как личные неимущественные, так и имущественные права и обязанности супругов. Нормы Кодекса о браке и семье КазССР, касающиеся общей совместной собственности супругов, регулировались императивными нормами. Это нетипично для регулирования брачно-семейных отношений в условиях признания частного права, и свидетельствует о том, что законодатель относился к семейному праву как к отдельной отрасли права. Дополнительно это подтверждается тем, что режим собственности супругов (общей и раздельной) по общему правилу не регламентировался ГК КазССР (ст. ст. 85-149). Отсылочное регулирование применялось относительно собственности колхозного двора. Ст. 27 Кодекса о браке и семье КазССР обусловливала применение к отношениям собственности супругов в рамках колхозного двора ст. ст. 113-118 ГК КазССР. В последующих главах 6, 7 раздела 3 Кодекса осуществлялось регулирование прекращения брака и признания брака недействительным. Нормами раздела 3 (глава 8) регламентировались возникновение прав и обязанностей родителей и детей. Не совсем логично то, что порядок записи родителей в книгах записи рождений регламентировался отдельной главой 9. Ее нормы вполне можно было объединить с нормами предыдущей главы или обеспечить регулирование этих отношений в рамках записи актов гражданского состояния. Далее нормами этого раздела регламентировались личные права и обязанности родителей, лишение родительских прав, алиментные права и обязанности родителей и детей, вопросы усыновления (удочерения). Недостатком ранее действовавшего семейного законодательства было то, что помимо алиментных прав и обязанностей иные имущественные права и обязанности родителей и детей не рассматривались. Соглашение об уплате алиментов не предусматривалось, что также делало нормы семейного права в этой части однобоко императивными. Эти вопросы, к сожалению, не разрешены и в действующем семейном законодательстве.
Бауыржан ДЖАНДАРБЕК,
кафедра гражданского права,
гражданского процесса
и трудового права КазНУ
им. аль-Фараби, доктор
юридических наук