На современном этапе, когда стремительно расширяется экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество между странами, все большее значение приобретает воспитание гуманистической убежденности.
Известный французский философ Клод Леви Строс предсказывал, что XXI век или будет веком гуманитарных знаний, или его не будет вообще. Именно ради сохранения мировой цивилизации и культуры ставится сегодня проблема гуманизации образования, в основе которой — формирование целостной личности как субъекта культуры, создание новых условий для наиболее полной реализации ее потенциальных возможностей. В современной ситуации обучение, направленное только на передачу знаний становится неэффективным. Гораздо более важным оказывается формирование у человека таких способностей, которые дают ему возможность самостоятельно ориентироваться в области профессиональных и естественнонаучных знаний; способностей, которые в последнее время наиболее востребованы в обществе.
Иностранный язык выступает как средство общения, познания, осмысления и интерпретации фактов иной культуры, осознания своей собственной культуры и ознакомления с ней представителей других языковых сообществ.
В связи с этим, деятельность кафедры иностранной филологии и переводческого дела КазНУ им. аль-Фараби направлена на развитие поликультурной и многоязычной личности студента.
Любое учебное заведение, поставившее своей целью обучение конкурентно способных специалистов, сталкивается с необходимостью введения в учебные планы дисциплин гуманитарного цикла, в том числе – иностранный язык. Вместе с тем приходится практически решать задачу: чему и как учить, какие условия создать для развития свободной личности, ее нравственного формирования. Наиболее полно соответствует этим задачам гуманистическая концепция обучения и воспитания, т.к. она создает оптимальные условия для раскрытия, коррекции и развития личности студента. А коммуникативно-деятельный подход, занимающий основное место в европейской и американской методической школе, как показала практика, дает возможность использовать естественную потребность студента в самовыражении, опирается на реализацию стремления человека к общению с окружающим миром.
Целью обучения иностранному языку становится не только непосредственное усвоение знаний, умений, навыков речевого и неречевого характера, но и накопление студентами сведений страноведческого характера. Ведь изучение и общение на иностранном языке помогают студенту формировать отношение к миру, людям, событиям. Мы считаем, что воспитательный аспект есть один из самых важнейших компонентов в обучении иностранному языку, что он неотделим от самого процесса обучения иноязычному общению, а составляет с ним единое целое. Учебный процесс представляет нам огромное количество средств, с помощью которых можно создать не только образованного человека, но и воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир.
Современный процесс обучения, построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность студента, формирует у студента широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях и новом мышлении, что вносит существенный вклад в повышение гуманитарного содержания образования. Процесс овладения иностранного языка выступает в качестве мощного механизма личностного развития студентов. Целенаправленное формирование речевых навыков и умений на уроках иностранного языка активизирует работу памяти, мышления и других психических и тем самым способствует умственному развитию студентов.
Полноценное использование воспитательного, образовательного и развивающего потенциала дисциплины создает прочную основу для формирования творческого интеллигентного человека, практически владеющий иностранным языком. Результатом этого является личность, способная принимать активное участие в социально-экономическом и культурном развитии общества, а так же полноценно включаться в интегративные процессы, происходящие в современном мире.
Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает задачу развития духовной сферы студентов, повышения гуманистического содержания обучения, более полную реализацию воспитательно-образовательно-развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности студента.
Поэтому главной целью обучения является развитие личности студентов, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой ими иноязычной речевой деятельности. Воспитательный компонент заключается в следующем: формировании у студентов уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка; воспитании культуры общения; поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности; воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Согласно целям и содержанию обучения, можно сделать вывод, что воспитательный компонент цели является одним из главных аспектов обучения.
Таким образом, при иноязычном обучении возникают безграничные воспитательные возможности, если иностранный язык используется, как средство для приобщения студентов к духовной культуре народов и познание действительности путем иноязычного общения, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения. Воспитание, как известно, осуществляется в труде, обучении, общении и игре. При обучении иностранному языку используются почти все способы воспитания, т.к. он является и предметом обучения, и средством общения.
Преподаватели кафедры иностранной филологии и переводческого дела КазНУ им. аль-Фараби
О.А. Куратова, С.В. Новикова