Очевидно, что образование является главным источником накопления интеллектуального и духовного потенциала нации, важнейшим фактором социального прогресса, а также привносит изменения внутри культурных систем.
Еще пару десятков лет назад на вопрос о наличии у человека высшего образования давался односложный ответ «да» или «нет». Оно удостоверялось дипломом, подтверждающим присвоение той или иной квалификации по определенной специальности. Сегодня же у выпускника вуза обязательно спросят о том, высшее образование какого уровня он получил: бакалавриат или магистратуру.
«Бакалавриат – это первая ступень высшего образования, базовый образовательный цикл, прохождение которого дает возможность выпускнику быть востребованным на рынке труда. Но следует понимать, что бакалавр обладает в основном общими универсальными знаниями, и расширять свои профессиональные умения и навыки, делать их более специализированными и практико-ориентированными ему придется уже в процессе трудовой деятельности. С квалификацией бакалавра можно, пройдя соответствующие вступительные испытания, поступить в магистратуру, где дают узкоспециальное образование».
До присоединения к Болонскому процессу в нашей стране существовала система, в соответствии с которой студенты всех вузов в рамках той или иной специальности обучались по единым учебным планам, основы которых разрабатывались министерством и которые впоследствии дополнялись самими вузами. Как правило, на младших курсах изучали базовые, общепрофессиональные учебные дисциплины, а на третьем-четвертом выбирали специализацию. Таким образом, в течение 2-2,5 последних лет обучения студент получал узкопрофессиональные знания, позволявшие по окончании вуза устраиваться на кадровые позиции, требующие углубленных компетенций.
Бакалавриат и магистратура получили путевку в жизнь после подписания декларации «Зона европейского высшего образования» (иначе говоря – Болонской декларации, принятой в 1999 г. в г. Болонья министрами образования 29 европейских государств).
«Этот процесс преследовал цель унификации образовательных уровней на общеевропейском пространстве для создания сопоставимых критериев и методологий в образовании, содействия развитию унифицированных учебных планов, совместных программ обучения, упрощения процесса последующего трудоустройства, снятия ограничений в части международной мобильности студентов и прочее».
Сегодня сфера образования – это сфера стратегических интересов страны. Именно с развитием новых моделей образования многие страны связывают перспективу преодоления переживаемого кризиса техногенной цивилизации, возможность решения многих глобальных проблем. Для нашего ВУЗа КазНУ им. Аль-Фараби анализ современной образовательной практики, ее роли в культурной динамике всегда имел не только теоретическое, но и важное практическое значение.
Сегодня осознанна необходимость перехода к личностно ориентированному образованию, органически соединяющему в себе образование и воспитание в единый комплекс. В этих концепциях существенно изменяется понимание основной задачи образования, которое видится уже не столько в привитии студенту определенных знаний и умений прошлого, сколько в привитии способностей самостоятельной творческой оценки, готовности принятия нового, необычного, открытости будущему и т.д. Основная задача системы образования нашего ВУЗа состоит в научении навыкам самообразования, образования, которое не заканчивается с окончанием университета, а продолжается всю жизнь.
С. В. Новикова, О. А. Куратова.
Преподаватели кафедры иностранной филологии и
переводческого дела КазНУ им. аль-Фараби