В канун нового года клиент из г. Алматы Л. Дуйсембиева заказала металлическую кровать в Казахстанской компании Zeta Plast. Как положено, предварительно оплатила всю сумму за изготовление товара. Заказ был оформлен 30 декабря 2020 года, а дальше произошло следующее.
Клиент просила, чтобы кровать была в разобранном виде, так будет легче поднимать на второй этаж. В заказе была установлена дата отгрузки: 30 декабря 2020 года. Видимо, написали для прикола. Правда, при
оформлении заказа Дуйсембиеву предупредили, что в связи с праздниками кровать будет изготовлена в течение недели. Сказали, звоните и спрашивайте после 10 января. Самое интересное, что в заказе (бланк на
половине листа) есть ссылка на Гражданский кодекс РК в части прав покупателя. Вернее, две ссылки. Первая гласит следующее: «Покупатель обязан принять товар, переданный ему продавцом (п. 1 ст. 437 Гражданского кодекса Республики Казахстан). Нарушение покупателем обязанности по принятию товара является основанием его отве…» (на этом фраза обрывается).
Вторая: «В соответствие с Законом Республики Казахстан «О защите прав потребителей» покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, обменять…» Так вот, насчет возврата товара вопросов нет. Но ссылка на п. 1 ст. 437 ГК РК в заказе клиента вызывает недоумение. Во-первых, приведенный текст неполный. Он вырван из контекста. На самом деле правовая норма
данного пункта звучит так: «Покупатель обязан принять товар, переданный ему продавцом, за исключением случаев, когда в соответствии с правилами настоящей главы он вправе потребовать замены товара или
отказаться от исполнения договора». Во-вторых, думаю, что исключение этого права покупателя потребовать или отказаться от исполнения заказа сделано намеренно.
Как заметил, в документе нет ни слова об обязанностях исполнителя. Даже в случае обращения в суд у клиента нет никаких юридических оснований требовать исполнения заказа. Но суть сейчас не в этом.
Неоднократные звонки в компанию Zeta Plast по поводу судьбы этого заказа никаких результатов не дали. Яркий рекламный бейджик компании «Выбор есть всегда» вызывал крайнее раздражение. А призыв, что
вопросы по срокам изготовления заказа и претензии по качеству товара принимаются отделом обработки, оказался пустым звуком, ведь трубку указанного телефона никто из сотрудников отдела не поднимал.
В качестве представителя клиента я вынужден был ехать в офис, что располагается на пр. Райымбека, 225. Каково было мое удивление, когда в отделе доставки сотрудница Эльмира (фамилию отказалась называть) сказала, что заказа на изготовление кровати клиентки Дуйсембиевой в помине нет. Она посоветовала обратиться в отдел обработки, что располагался в соседнем здании. Однако и здесь ждало разочарование. Сотрудница по имени Токжан наотрез отказалась называть фамилию, однако при мне стала проверять по компьютеру судьбу заказа Дуйсембиевой. Пока она была занята поиском, я обратил внимание на документы,
что лежали передо мной на столе. Это была чужая заявка на производство шести банкеток со спинками. Дата принятия — 12 декабря 2020 года. А вот отгрузку изготовители определили аж на 29 января 2021 года. Я
не знаю, какая дата значится в заказе этого клиента, но не думаю, что тот согласился ждать банкетки со спинками полтора месяца. Хотя желаемой датой не изготовления, а отгрузки кровати клиент Дуйсембиева поставила 30 декабря. Так что 20 дней – еще терпимо. Тем временем сотрудница отдела обработки оторвалась от компьютера.
— Вы знаете, — сказала она, – ваш заказ еще на обработке. Сегодня-завтра изготовят каркас. Потом отправят на покраску. И к концу недели отгрузят. — Вы что издеваетесь? – возмутился я. – Когда принимали заказ, вы не могли сразу указать реальные сроки? Допускаю, что были праздники. Но после прошло столько времени.
Мне уже было понятно, что рядовая сотрудница ничего не решает и что за заказ клиента Дуйсембиевой никто не брался. Поэтому буду вынужден обратиться к руководству Zeta Plast. Когда я об этом сказал
сотруднице, то она всполошилась. Стала звонить кому-то, что клиент возмущается и грозит идти к директору компании. После непродолжительного обсуждения по сотовому с исполнителем она обратилась ко мне.
— Ваш заказ сегодня будет исполнен, — успокоила она. — И завтра, сказали, отгрузят. — А если не отгрузят, — усомнился я, — что мне сказать клиенту? — Во всяком случае, мне так сказали. Вы же слышали. Не знаю, насколько можно верить словам представителя компании, но все же остался осадок на душе от визита в компанию. Выходит, чтобы получить свой товар по заказу, нужно обязательно посетить офис компании.
При этом пригрозить, что пожалуетесь начальству. И лишь после этого исполнитель приступит к выполнению вашего заказа. Может быть, в таком случае всю эту процедуру прописать в бланке заказа. И не морочить
голову клиентам компании Zeta Plast.
Как и ожидалось, «на завтра» заказ на изготовление железной кровати клиент Дуйсембиева не получила. И только в конце недели, спустя три дня, она позвонила, сообщив, что наконец-то ей доставили пресловутую кровать на дом.
Олег ДОМАЕВ