ПРЕМЬЕР-МИНИСТР КАЗАХСТАНА ОЛЖАС БЕКТЕНОВ РЕЗКО РАСКРИТИКОВАЛ РАБОТУ ЦЕНТРОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, УКАЗАВ НА РЯД ПРОБЛЕМ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ ГРАЖДАНАМ ПОЛУЧАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ.
На заседании Правительства Казахстана Премьер-министр потребовал от министров и ответственных структур незамедлительных мер по улучшению ситуации, напомнив о растущем числе жалоб со стороны граждан и технических сбоев в системе. Глава кабмина сделал акцент на том, что текущая система требует кардинальных изменений. – Сегодня многие госуслуги переводятся в онлайн. В будущем, возможно, в ЦОНах не будет необходимости, однако сейчас они работают и их работу нужно совершенствовать. Много жалоб населения поступает на работу спецЦОНов. Также имеются факты, когда не работают информационные системы, – отметил Премьер-министр. Говоря о том, что на протяжении нескольких лет Казахстан активно работает над цифровизацией госуслуг и улучшением работы государственных сервисов, Премьер-министр подчеркнул, что несмотря на достижения в этой сфере ЦОНы все еще не справляются с задачами. Он указал на технические сбои и недоработки в системе, из-за которых граждане часто сталкиваются с трудностями при попытке получить необходимые услуги. – Как известно, имеются факты сбоев в работе информационных систем, приводящие к временному ограничению доступа к электронному правительству и деятельности центров обслуживания населения.
В связи с этим поручаю принять дополнительные меры в части совершенствования серверного оборудования и программного обеспечения. Инфраструктура E-Gov должна работать безупречно, 24 на семь. Для дальнейшего наращивания онлайн-услуг следует повсеместно обеспечить наличие высокоскоростного Интернета. Это позволит обеспечить полный доступ всем гражданам к электронным государственным услугам вне зависимости от места проживания, – продолжил глава правительства. Министр цифрового развития Жаслан Мадиев в своем докладе рассказал, что нагрузка на ЦОНы постепенно снижается, а в 2024 году операторами было оказано 15,2 миллиона услуг. Однако несмотря на это 80 процентов всех обращений связаны всего с десятью услугами, что свидетельствует о высокой концентрации запросов. Он сообщил, что ведомство совместно с госорганами разрабатывает дорожные карты по автоматизации этих услуг и переводу их в безальтернативный онлайн-формат. По его словам, целью ведомства является снижение нагрузки на ЦОНы на 50 процентов уже к концу года. На первом этапе планируется перевести такие услуги, как замена удостоверений личности, выдача ЭЦП и разрешения для трудовых иммигрантов в онлайн-формат. Далее последует переход к регистрационным услугам: транспорт, недвижимость, документация на землю. Несмотря на озвученные меры Олжас Бектенов выразил сомнение, что этого будет достаточно для улучшения ситуации. Он добавил, что работа ЦОНов должна быть значительно улучшена, особенно в части оптимизации программного обеспечения и серверного оборудования. Серьезным моментом в выступлении премьер-министра стала тема защиты персональных данных и цифровой безопасности. Он отметил, что отсутствие централизованного мониторинга в процессе оказания госуслуг значительно увеличивает риски утечек данных и рост случаев интернетмошенничества. – Особое внимание следует уделить защите персональных данных и цифровой безопасности. Отсутствие централизованного мониторинга в процессе оказания государственных услуг повышает риски утечки данных, приводит к росту случаев интернет-мошенничества. До конца текущего года государственным органам поручаю завершить подключение всех информационных систем к сервису контроля доступа к персональным данным. Министерству цифровизации совместно с заинтересованными госорганами необходимо на постоянной основе вести работу по повышению ответственности специалистов, работающих с персональными данными. Необходимо ужесточить наказания за нарушения в этой сфере. Все принимаемые госорганами меры должны иметь комплексный характер, – сказал он. Не обошлось и без указания на необходимость активного использования искусственного интеллекта в сфере цифровых госуслуг, своевременной реализации проектов по обеспечению Интернета в отдаленных населенных пунктах, а также решения вопросов финансирования оказания государственных услуг во всех сельских почтовых отделениях. В завершение глава кабмина заверил, что развитие цифровых услуг и их качества остается на его личном контроле.
Подготовила Линара САКТАГАНОВА г. Астана