Ряд аспектов Основного Закона Республики Казахстан обращает внимание на себя. Период после принятия Конституции РК (1995 год) отличается активизацией деятельности государственных органов и правозащитных организаций, которые уделяют пристальное внимание правам женщин и детей.
Ст. 39 Конституции РК предусматривает, что: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения». Указанное требование гарантирует от произвольного ущемления семейных прав как со стороны отдельных граждан, так и государственных органов. При этом под защитой здоровья можно понимать охрану не только физического, но и духовного здоровья членов семьи, особенно детей (ограждение от пропаганды насилия, жестокости, секса, порнографии и тому подобное). Во-вторых, Конституция РК предусматривает гарантии получения среднего образования (ст. 30 Конституции РК). Именно его реализацию безусловно должны обеспечить родители. Важной нормой Кодекса о браке (супружестве) и семье Республики Казахстан (далее – КоБС(С) можно назвать закрепление принципа приоритета семейного воспитания детей и заботы об их благосостоянии и развитии. Указанный кодифицированный акт с учетом специфики регулируемых им отношений конкретизирует важнейший конституционный принцип равноправия граждан (ст. 14 Конституции РК), согласно которому государство гарантирует равенство прав и свобод граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, а также других обстоятельств. На этом конституционном постулате основано действие принципа недопустимости дискриминации в семейных правоотношениях. КоБС(С) РК запрещаются любые формы ограничений прав граждан при вступлении в брак и в иных семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Отсюда следует, что безусловным принципом семейного права является равноправие граждан в семейных отношениях. Сказанное касается взаимоотношений одного из супругов и родственников другого супруга, детей одного из супругов, родившихся от состояния в другом браке. Также это касается реализации прав усыновленных (удочеренных) детей других национальностей, вероисповедания и так далее. Несмотря на внешнюю декларативность и закрепление его на конституционном уровне в современных условиях (условиях многонационального Казахстана, где создается множество интернациональных семей) этот принцип немаловажен и в качестве подотраслевого принципа. Ведь речь идет об адаптации конституционного принципа равноправия граждан к семейным правоотношениям. В соответствии со ст. 30 Конституции РК государство гарантирует своим гражданам получение бесплатного среднего образования в государственных учебных заведениях, среднего профессионального образования. Высшее профессиональное образование получается на конкурсной основе. Образование получается в соответствии с государственным образовательным грантом в пределах государственных общеобязательных стандартов образования, если образование по каждому из этих уровней гражданин получает впервые. Согласно п. 1(а) ст. 29 Конвенции о правах ребенка «государстваучастники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на… развитие личности, талантов и умственных и физических способностей в их самом полном объеме». Образование должно быть одним из приоритетов при выработке стратегии социального развития и экономического роста государства. Достижение этих стратегических целей невозможно без развития и совершенствования национальной системы образования. Однако упомянутая Конвенция подходит к рассмотрению данных целей в аспекте защиты прав ребенка, что предусматривает: – обеспечение безопасной учебной обстановки, свободной от эксплуатации и дискриминации; – выработку у ребенка чувства самоуважения; – приобретение им базовых знаний и бытовых навыков, с тем чтобы учение стало для него позитивным и полезным. Ст. 26 Конвенции о правах ребенка гласит: «За каждым ребенком признается право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование. Государства-участники принимают все необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством». Право на социальное обеспечение заключается прежде всего в том, что государство гарантирует помощь семье в связи с рождением и воспитанием ребенка в виде определенного денежного дохода – пособия. Пункт 2 ст. 25 Конституции РК гласит: «В Республике Казахстан создаются условия для обеспечения граждан жильем». Согласно ст. 12 Закона о жилищных отношениях в РК право на жилье обеспечивается предоставлением гражданам жилых помещений в домах государственного жилищного фонда путем приватизации, строительства, купли-продажи жилья. С лицами, не достигшими совершеннолетия, а точнее, не обладающими полной дееспособностью, не могут быть заключены договоры ни найма, ни купли-продажи, ни тем более договоры на строительство жилья. Сопоставление норм международного права, регламентирующих осуществление семейного воспитания детей, с соответствующими положениями законодательства РК позволяет сделать вывод о том, что эти нормы сформулированы в Конвенции о правах ребенка лишь в общей посылке, содержащейся в ее преамбуле и носят декларативный характер: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении…». Национальное же законодательство РК подчеркивает конституционное положение о защите семьи, материнства, отцовства и детства государством (ст. 27 Конституции РК).
Бауржан ДЖАНДАРБЕК, доцент, доктор юридических наук кафедры гражданского права,
гражданского процесса и трудового права КазНУ им. аль-Фараби