СИСТЕМА ПЛАТНЫХ ПАРКОВОК В Г. АЛМАТЫ И Г. АСТАНЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕДМЕТОМ АКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ СРЕДИ ГОРОЖАН И ЭКСПЕРТОВ. ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ РЕШЕНИЙ ПРИЗВАНО ОПТИМИЗИРОВАТЬ ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ И ПОВЫСИТЬ УДОБСТВО ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ. ОДНАКО НА ПРАКТИКЕ МНОГИЕ КАЗАХСТАНЦЫ СТАЛКИВАЮТСЯ С ТРУДНОСТЯМИ, КОТОРЫЕ ВЫЗЫВАЮТ СПРАВЕДЛИВЫЕ ВОПРОСЫ О ДОСТУПНОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ СИСТЕМЫ.
Инициатором обсуждения стал депутат фракции партии «Ақ жол» Олжас Нуралдинов, направивший официальный запрос Премьер-министру Казахстана Олжасу Бектенову. В своем обращении депутат подробно описывает проблемы, с которыми сталкиваются жители, и предлагает меры их решения. – Казахстан активно внедряет цифровые решения в сфере городского управления, в том числе в системе платных парковок. Этот процесс направлен на повышение удобства и оптимизацию транспортных потоков. Однако на практике в крупнейших мегаполисах – Алматы и Астане – реализация этой идеи вызывает у граждан справедливые вопросы, – подчеркнул депутат. По его словам, изначально платные парковки создавались для разгрузки центра города. Сегодня же они устанавливаются повсеместно, включая спальные районы. – Жители вынуждены платить за парковку у собственных домов, под своими окнами. В результате это становится дополнительным финансовым бременем для тысяч казахстанцев, – отметил мажилисмен.
Ключевой проблемой, как подчеркнул Олжас Нуралдинов, остается способ оплаты. Так, во многих зонах парковки возможна лишь оплата через мобильное приложение или QR-код. Технические сбои, временная недоступность интернета или блокировка банковской карты делают оплату невозможной. Для граждан, которые впервые пользуются системой, интерфейс кажется непрозрачным, а штрафы в системе считаются непропорциональными. – Вместо предоставления альтернативы таким гражданам система сразу применяет штраф в четыре тысячи тенге за парковку стоимостью 100 тенге. Между тем, законодательство прямо предусматривает расчеты как наличными, так и безналичными средствами. Исключение наличной формы оплаты противоречит правам граждан и принципу доступности, – считает депутат. Отдельно упоминается проблема монополизации. Операторы парковок действуют в неконкурентной среде, лишая граждан выбора. При этом финансовые потоки остаются непрозрачными. – Ежегодно в Астане и Алматы через систему платных парковок собираются миллиарды тенге, но данные о распределении этих средств, объеме поступлений в бюджет отсутствуют в публичном доступе. Граждане не видят, чтобы эти средства возвращались в виде благоустройства или улучшения городской среды, – поделился мнением Олжас Нуралдинов. В своем депутатском запросе фракции партии «Ақ жол» Олжас Нуралдинов представил ряд конкретных предложений, направленных на повышение прозрачности, справедливости и безопасности городской системы платных парковок. Во-первых, он предложил закрепить за каждым пользователем два парковочных адреса по льготному тарифу – круглосуточно по месту проживания и в рабочие часы по месту работы. По словам мажилисмена, такой подход оплаты по минимальной цене был применен АО «КазАвтоЖол» для проезда жителей пригородных сел. Во-вторых, депутат подчеркнул необходимость оснащения всех парковочных зон паркоматами для приема оплаты любыми средствами, включая наличные и установкой камер видеонаблюдения. Как отметил Олжас Нуралдинов, гражданин, оплачивая услугу, должен быть уверен, что его автомобиль не просто занимает место, но и находится под наблюдением. В-третьих, он обратил внимание на важность обеспечения прозрачности договоров операторов платных парковок с акиматами и проведения аудита их деятельности. При выявлении условий, не выгодных для города, депутат предложил пересмотреть соглашения так, чтобы главным выгодополучателем был городской бюджет. Он считает, что если операторы получают право на управление общественным пространством, они обязаны обеспечивать прозрачность перед обществом и уважение к правам граждан. На фоне депутатского запроса свое мнение выражают и сами жители. Многие признают удобство цифровых сервисов, но одновременно жалуются на непрозрачность начисления штрафов, отсутствие альтернативных способов оплаты и запутанный интерфейс. – Для человека, который пользуется платной парковкой впервые, почти ничего непонятно. И когда приходят штрафы за технические ошибки приложения, это вызывает чувство несправедливости, – отмечают водители. Жители мегаполисов также выражают обеспокоенность тем, что значительные средства, собираемые через платные парковки, не всегда возвращаются на благоустройство городских территорий.
Линара САКТАГАНОВА


