12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Туркестан: от дизайн-кода до Тайқазана

В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ РК «ОБ ОСОБОМ СТАТУСЕ ГОРОДА ТУРКЕСТАНА» ОБЩЕСТВЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНО ПРЕДСТАВЛЕН НОВЫЙ ДИЗАЙН-КОД, В КОТОРОМ ОБОЗНАЧЕНЫ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ПРАВИЛАМ, АРХИТЕКТУРНЫМ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ РАЗМЕЩЕНИЯ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ, УЛИЧНОЙ НАВИГАЦИИ, ЭЛЕМЕНТОВ ГОРОДСКОЙ МЕБЕЛИ, ОФОРМЛЕНИЯ ФАСАДОВ, ОГРАЖДЕНИЙ И ОСВЕЩЕНИЯ. ЦЕЛЬ – ДОБИТЬСЯ ГАРМОНИЧНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.

Инновации и история

Дизайн-код, состоящий из восьми глав и 118 подпунктов, направлен на формирование целостного архитектурнохудожественного стиля города, внедрение единого визуального подхода к сохранению баланса между исторической и современной застройкой, с учетом принципов экологии, создания доступной среды для уязвимых групп населения. Свод требований и правил создает механизм для ведения продуманной застройки, с приоритетом исторической самобытности и уникального архитектурного стиля Туркестана, местных традиций, гармонии форм, цветов и материалов. Создатели дизайн-кода надеются, что интеграция современных технологий и устойчивых решений в строительстве сделает Туркестан более привлекательным для туристов и поможет улучшить качество жизни местных жителей. Значимым аспектом нового дизайн-кода является создание общественных и культурных пространств. Город должен стать не только туристической достопримечательностью, но и комфортным местом для жизни. Пространства для прогулок, культурные центры и художественные галереи могут привлечь как местных жителей, так и гостей. Новые площадки для проведения мероприятий, фестивалей и выставок способствуют укреплению общественной жизни и культурного обмена. Дизайн-код предусматривает внедрение зеленых зон, скверов и парков, что не только обогатит городскую среду, но и улучшит экологическую ситуацию. Важным инструментом городского планирования станут современные подходы к планировке и строительству, что поможет сделать город более экологичным. Успех реализации нового дизайн-кода будет зависеть от его способности вдохновлять и обогащать жизнь горожан, создавая уникальное пространство для культурного и социального взаимодействия. Это определит Туркестану достойное место на мировой туристической карте, сохраняя при этом его самобытность и историческое наследие.

Фильм о Тайқазане

Смелый и амбициозный план обсудили известный казахстанский режиссер Сергей Дворцевой и аким Туркестанской области Нуралхан Кушеров.

Речь идет об одном из масштабных кинопроектов – фильме о Тайқазане. Сергей Дворцевой поделился деталями работы над кинокартиной, выразив руководству области признательность за оказываемую поддержку в ходе съемочного процесса, проходящего в Туркестане и селе Карнак, где и отливалась святыня. Это особый фильм, имеющий глубокий историко-культурный контекст, поэтому к обсуждению сценария привлекались эксперты, историки, исследователи и культурологи. Такое трепетное отношение к сохранению исторической правды вызвано тем, что Тайқазан – не просто шедевр мирового литейного искусства, но и уникальный символ культурной идентичности нации. Долгое, трудное возвращение реликвии из Эрмитажа стало важным событием, подчеркивающим его значимость для казахского народа. И это отдельная драматичная история, которая завершилась благополучно благодаря многолетним настойчивым усилиям казахстанских культурных деятелей и напряженным переговорам дипломатов, активно работавшим, чтобы артефакт, вывезенный в советский период, вернулся, наконец, домой. Отправляли экспонат в 1935 году на Международную конференцию иранских мастеров в Эрмитаж, погрузив двухтонный казан на открытую платформу вагона. Местные жители провожали его со слезами, словно в последний путь… Но вместо оговоренных трех лет реликвия вернулась на родину лишь спустя 54 года. И даже это было чудом, ведь за эти более полувека порой казалось, что попытки и настойчивые переговоры дипломатичной миссии безуспешны и ни к чему не приведут. Но оберегаемая Всевышним святыня все же вернулась. 18 сентября 1989 года Тайқазан привезли обратно из ленинградского Эрмитажа. Учитывая его габариты, Тайқазан пришлось вытаскивать через окно Эрмитажа и с помощью крана погрузить в кузов «КамАЗа», прибывшего из Туркестана. Это было не просто его физическим «переселением», а началом новой главы казахской культуры, незабываемой страницей истории Мавзолея. Представитель исполнительной власти Туркестана Эркин Джурабеков, присутствовавший при передаче реликвии после погрузки, говорят, вдруг сел на бордюр и заплакал: «Я счастлив, что ты возвращаешься домой! Я исполнил волю Всевышнего!». Эти слова тоже вошли в историю. Директор Эрмитажа Б. Пиотровский, ставя точку в этой драматичной истории, сказал: «Вы получаете свое. Мы сохранили этот памятник во время блокады. И торжественно передаем вам, чтобы вы сохранили его как величайший памятник искусства. Пусть он вам принесет благополучие. Добра вам». В фильм, думается, непременно войдут эти кадры возвращения Тайқазана, встреча его всем городом, местными и жителями из аулов, которые нескончаемым потоком стекались к мавзолею. Люди тогда ликовали и плакали, и было невозможно сдержать чувства. Народное шествие, в котором каждый старался прикоснуться к святыне. Паломничество было бесконечным во времени… Съемки в ауле Карнак показывают, что в киноленте будет воссоздана история создания Тайқазана. Ведь сегодня известно только, что это двухтонное чудо отлито мастером иранского происхождения в 1399 году из сплава семи драгоценных металлов. Создавал он свой шедевр в ауле, который расположен в 25 км от Туркестана. Трудился опытный усто усердно, ведь Тайқазан был заказом великого полководца эмира Тимура специально для мавзолея. Сегодня об иранском мастере напоминают выгравированные им дата и слова из девятой суры Корана. Поверхность Тайқазана украшена изящными рельефами, изображающими различные символы, что делает его выдающимся примером искусства металлургии того времени. В отличие от обычных котлов, Тайқазан служил во время ритуальных услуг. Изначально он выполнял задачу котла с подслащенной водой, которую к концу пятничной молитвы раздавали верующим. В исторических источниках упоминается также, что в нем готовили пищу во время крупных религиозных праздников и мероприятий. Став символом изобилия и благодатности, Тайқазан и поныне является олицетворением уважения к традициям предков. В 2025 году главному экспонату мавзолея Ходжи Ахмеда Ясауи исполнилось 626 лет. Мы надеемся, что в фильме найдется место показу и другой полудетективной истории, связанной с пропавшими из мавзолея Ходжи Ахмеда Ясауи светильниками времен Тимура. Собственное журналистское расследование долгие годы вел известный журналист Анвар Мамраимов, мой земляк из Кентау. В конце концов он нашел их в коллекции двух богатейших музеев мира – парижского Лувра и опять-таки Эрмитажа. Судьба этих священных реликвий и вопрос возврата их из чужих музейных запасников беспокоила почему-то не историков, политиков, музееведов, а его, обыкновенного журналиста… Можно только радоваться, что над фильмом работает именно Сергей Дворцевой – Лауреат Каннского кинофестиваля, наш прославленный земляк, родом из Шымкента, кинорежиссер, подаривший зрителям такие уникальные в своем роде фильмы, как «Айка» и «Тюльпан». В руках такого большого мастера история нашей святыни – Тайқазана и в целом события вокруг мавзолея Ходжи Ахмеда Ясауи получат глубокий символ духовности и традиций казахского народа, продолжая вдохновлять людей и напоминая о важности исторической памяти. Мы будем с нетерпением ждать кинофильм, который позволит восстановить историческую справедливость, подчеркнув важность сохранения культурного наследия, как мост между прошлым и настоящим, между культурой и идентичностью казахского народа, напоминая о том, что каждое произведение искусства хранит в себе уникальные истории, которые должны быть услышаны.

Талгат ЖАНАДИЛ

Абай облысында қауіпсіздігі аралас мекемеде, Ашық есік күні өткізілді

Бүгін Абай облысындағы қауіпсіздігі аралас мекеме түрлі қылмыс жасағаны...

Бұзақылық ниетпен денсаулығына жеңіл зиян келтірген

Қармақшы аудандық сотында ҚК-ның 108-1-бабының 1-бөлігіде ( денсаулыққа қасақана жеңіл зиян келтіру) көзделген...

ҚАЗАННАН ҚАҚПАҚ КЕТСЕ…

«Қазаннан қақпақ кетсе, иттен ұят кетеді». Бүгінде елімізде қанша...

Мобильные медицинские комплексы помогают выявлять рак на ранней стадии в Алматинской области

Алматинская область продолжает активную реализацию проекта «QH Денсаулық жолы»,...

Жылжымалы медициналық кешен – ауыл тұрғындарына сапалы диагностика мен үміт сыйлайды

Алматы облысында ауылдық елді мекендердегі халыққа жоғары сапалы диагностикалық...