Эта страшная трагедия произошла пять лет назад в тихом, вполне благополучном селе Дмитриевка и буквально шокировала тогда всех жителей Бурабайского района, которые были поражены бессмысленной и бесчеловечной жестокостью совершивших тройное убийство преступников, которыми оказались двое несовершеннолетних юношей.
Опытный полицейский с почти 20-летним стажем, заместитель начальника Бурабайского РОП, подполковник Женис Мукушев в нашей беседе признался, что в его служебной биографии было немного таких страшных убийств. Но и среди них это чудовищное преступление стоит особняком и выделяется тем обстоятельством, что его преднамеренно и хладнокровно, применив в качестве орудия безжалостной расправы со своими жертвами кочергу и топор, совершили два обычных сельских подростка.
-Как сейчас помню, 2 марта 2017 года в наш отдел полиции поступило телефонное сообщение о том, что в одном из домов села Дмитриевка обнаружены трупы трех мужчин, — рассказывает Женис Талгатбекович. — Я в то время работал в должности начальника следственного отдела. Тогда была незамедлительно создана следственно-оперативная группа под моим руководством, которая сразу же выехала на место этого страшного ЧП. О том, что это было громкое и резонансное убийство, свидетельствует то, что к его раскрытию и расследованию обстоятельств были подключены сотрудники следственного управления ДП области. Я лично руководил осмотром места происшествия, сбором улик и вещественных доказательств. На месте преступления находились тела трех людей — пожилого мужчины и двух молодых ребят — с множественными колото-резанными ранами.
Убийство было совершено в ночь с 1 на 2 марта, а уже вечером 2 марта по результатам проведения дворового обхода и опроса сельчан, видевших накануне двух нетрезвых местных юношей, подозреваемые в его совершении были задержаны и стали давать признательные показания. А безжалостными убийцами оказались Вячеслав Эрбес и Максим Нейштетер. Первому юноше тогда не исполнилось еще и 17 лет, а второму даже 16 лет. Эрбес был учащимся Щучинского колледжа индустрии туризма и сервиса, а Нейштетер —
учащимся 8-го класса школы с. Дмитриевка. В моей личной практике случались, конечно, убийства на бытовой почве после обильного злоупотребления спиртным, когда в пылу возникшей ссоры люди убивали даже близких родственников, к примеру, муж зарезал ножом свою жену или наоборот, но такого никогда не было…
А в конечном итоге это резонансное преступление было раскрыто по горячим следам в предельно короткий срок и особой сложности для полицейских поиск преступников не представлял.
-Конечно, реакция населения была очень бурная, люди эмоционально выражали свое возмущение, узнав об этом тройном убийстве, совершенном подростками, —
говорит Женис Мукушев. — О нем у нас в районе еще очень долго будут помнить, такое просто трудно забыть…
А о жутких событиях той мартовской ночи расскажут сухие протокольные строки приговора, вынесенного 9 августа 2017 года в Кокшетау Специализированным межрайонным судом по уголовным делам Акмолинской области под председательством судьи С. Баймагамбетова.
«Примерно в 01.30 1 марта 2017 года в селе Дмитриевка Нейштетер, будучи в состоянии алкогольного опьянения, стал стучать и сломал окно дома, в котором проживали отец и сын Николай и Дмитрий Помалюк. На стук из дома вышел сын, который, увидев сломанное окно, стал ругаться с ним и ударил его по лицу. Последний рассказал о произошедшем находившемуся в салоне машины Эрбесу, с которым они ее угнали.
После этого оба, взяв с собою кочергу, зашли в дом, где в это время находились 66-летний хозяин, его сын и его приятель Марат Кунтуов, случайно зашедший к соседям. Началось выяснение отношений, и в результате произошла словесная ссора. В ходе конфликта Кунтуов стал высказывать претензии Нейштетеру, находясь спиною к двери, где это время находился Эрбес. А тот, увидев, что он стоит к нему спиной, решил убить его.
Действуя обособленно от Нейштетера, он вышел из дома, прошел в сарай, где взял топор. Спрятав его под курткой, Эрбес возвратился, зашел за спину Кунтуову и, выждав удобный момент, нанес ему удар по голове. Теряя сознание, тот упал на пол, а Эрбес нанес ему еще четыре рубленые раны, от которых тот скончался на месте преступления. При этом согласно материалам судебного разбирательства формальным предлогом для совершения убийства Эрбесу послужило то, что Кунтуов сделал ему замечание за то, что он с ним не поздоровался и не разулся в прихожей, войдя в дом…
А после этого убийства Нейштетер и Эрбес стали выяснять отношения с сыном Помалюка. Последний, опасаясь за свою жизнь, попытался отобрать топор у Эрбеса, между ними завязалась борьба. А Нейштетер стал помогать своему подельнику, вдвоем они свалили Помалюка на пол, но он продолжал оказывать активное сопротивление. Тогда преступный тандем решил убить его на глазах отца. К используемому топору прибавилась и кочерга, которой вооружился Нейштетер. Не обращая внимания на просьбы старика прекратить избиение сына, они с особой жестокостью стали наносить ему многочисленные беспорядочные удары топором и кочергой по голове и другим частям тела, нанеся в общей сложности 17 ран, от которых парень скончался на глазах отца.
Затем преступная двоица задумала убить и его как ненужного свидетеля. При этом Эрбес и Нейштетер вступили в предварительный сговор, решив, что убийство совершит Нейштетер, так как Эрбес уже убил двоих. В итоге сидевший на диване беззащитный пожилой человек от полученных пяти рубленых ран теменно-затылочной области скончался на месте преступления.
На суде потерпевшая И. Помалюк показала, что убитые являются ее отцом и братом. Отец работал шофером, пользовался уважением односельчан. Когда умерла его жена, он остался один, при этом у него ослабло зрение, болели ноги, ходил с тросточкой, об этом все в селе знали. Поэтому сын Дмитрий решил жить с отцом, а остальные дети всегда помогали ему ухаживать за ним.
Доводы Нейштетера о том, что убийство Помалюка-младшего он совершил после того, как Эрбес стал угрожать ему убийством в случае отказа, были опровергнуты заключением судебно-медицинской экспертизы трупа, согласно которому телесные повреждения Помалюку были причинены орудиями двух видов — топором и кочергой.
По частному определению суда причинами совершения преступлений Эрбесом и Нейштетером стали социальная запущенность в воспитании со стороны родителей, административных органов. Представленные ему материалы свидетельствовали об их устойчивом антиобщественном поведении, склонности к совершению разных проступков, нежелание учиться. В частности, Эрбес совершил 392 часа прогулов занятий в первом семестре в колледже. Не лучшим образом характеризовался руководством школы и Нейштетер, вместе с которым они злоупотребляли алкоголем.
На основании собранных материалов уголовного дела отбывание лишения свободы подсудимым Эрбесу и Нейштетеру, которым на момент вынесения приговора не исполнилось 18 лет, было назначено наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы средней безопасности для содержания несовершеннолетних.
В итоге Эрбесу в ходе вынесения приговора путем частичного сложения наказаний за совершенные преступления окончательно было назначено наказание в виде 12 лет лишения свободы, а Нейштетеру 11 лет.
А впоследствии 4 октября 2017 года судебная коллегия по уголовным делам Акмолинского областного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело, поступившее по апелляционным жалобам адвоката Ю. Якушевой осужденного М. Нейштетера на приговор Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Акмолинской области, постановила оставить его без удовлетворения.
Чингиз Ташенов,
собкор «ЮГ» по Акмолинской области