12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Тема статьи «Письменное производство»

Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее – АППК) направлен на регулирование публично-правовых отношений, возникающих между административным органом (должностным лицом) и лицом, в отношении которого реализуются установленные законом публичные функции этого административного органа. Регулирование данных отношений устанавливается административными процедурами, а также административным судебным процессом.

Административный судебный процесс осуществляется путем устного судебного разбирательства, а также письменного разбирательства.

Для рассмотрения административного дела в письменном производстве, суд вправе в порядке подготовки дела к судебному разбирательству на стадии предварительного слушания, предложить сторонам о рассмотрении соответствующего дела в таком разбирательстве. И получив их согласие, суд вправе рассмотреть дело в указанном виде производства.

Письменное производство дает возможность рассмотреть дело без вызова сторон, упрощая процедуру ведения судебного процесса, способствуя экономию времени участников процесса и судебных издержек, связанных с производством по делу.

Таким образом, главное отличие и особенность письменного разбирательства заключается в том, что в порядке указанного производства дело рассматривается без проведения устного разбирательства.

Но суд вправе по собственному усмотрению перейти к устному разбирательству, если это необходимо для правильного разрешения дела. В случае поступления ходатайства стороны об отзыве ранее выраженного согласия, суд также переходит в устное разбирательство.

Если остановиться на сроках рассмотрения дела, следует отметить, что административное дело в письменном разбирательстве рассматривается в разумный срок, но не более чем до трех месяцев со дня предъявления иска. Но не надо путать данный институт с упрощенным производством, предусмотренным главой 21-1 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее — ГПК), когда дело рассматривается в месячный срок со дня принятия иска в производство суда.

Письменное производство в АППК дает больше положительных моментов, начиная с 3-х месячного срока рассмотрения до возможности перехода в устное производство при необходимости, и затем вернуться снова в письменное производство.

В то же время по административным делам особой сложности этот срок может быть продлен мотивированным определением суда на разумный срок, но не более чем на три месяца. Определение о продлении срока судебного разбирательства обжалованию, пересмотру по ходатайству прокурора не подлежит.

При рассмотрении дела в письменном разбирательстве суд письменно информирует участников процесса о поступлении иска, необходимости

предоставления ответчиком отзыва и документов не позднее 10 рабочих дней, а также письменно разъясняет их процессуальные права и обязанности.

При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются доказательства, представленные сторонами и истребованные по собственной инициативе, и по ним принимается решение.

Более того, после получения письменных возражений и документов, судья устанавливает дату, до которой участники процесса могут представить дополнительные ходатайства и документы, а также доказательства.

В то же время имеются свои особенности исследования доказательств в письменном виде производства. Так, например стороны административного процесса вправе оспорить относимость, допустимость и достоверность письменного доказательства, за исключением лиц, представивших такое доказательство. А суд вправе отступить от соблюдения правил, установленных в ГПК для собирания и исследования доказательств, предусмотренного для устного разбирательства, то есть для разрешения процессуального вопроса суд может назначить устное судебное заседание. И после проведения необходимого устного судебного разбирательства дальнейшее осуществление письменного производства продолжается без вынесения дополнительных определений.

Если остановиться на процедуре вынесения решения по административному делу, рассматриваемому в порядке письменного производства, то решение в таком порядке принимается с учетом правил, установленных главой 24 АППК и соответствующих существу письменного производства, и может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядках. Датой вынесения решения для письменного производства является дата, указанная в решении суда (часть 3 статьи 151 АППК).

Джамбырбаева А.О., Судья Специализированного межрайонного

административного суда города Алматы

Сот жүйесіндегі мемлекеттік тілдің маңызы

Тіл – әр ұлттың негізі. Ұлттың ұлт ретінде сақталуы...

Мемлекеттік тілде сөйлеу баршаға міндет

Мемлекеттік тіл ел тәуелсіздігін айқындайтын негізгі белгілердің бірі. Қазақ тілінің...

Мемлекеттік қызмет жүйесінің қалыптасуы мен дамуы

Еліміз Тәуелсіздік алғаннан кейін мемлекеттік қызмет жүйесін қалыптастыру қажеттілігі...

Медиация – бейбітшіл елдің басты миссиясы

Қазақстан – әлемде тұрақтылық пен қауіпсіздікті қолдайтын, көптеген дау-жанжалды...

Жазаны қатаңдату арқылы жауаптылық көтеріледі

Қазақстан Республикасында Конституцияға сәйкес адам құқықтары мен бостандықтары танылады...