С каждым годом медиация завоевывает все более прочные позиции в Казахстане в разных сферах работы с конфликтом. Рост популярности медиации и доверия к ней определяется прежде всего ее преимуществами, по сравнению с другими подходами и методами управления конфликтами.
Существует множество определений медиации, тем не менее почти во всех выделяются три основные составляющие: – медиация как процедура для разрешения конфликтов, отраженная в Законе РК «О медиации» (далее — Закон); – медиация как переговорный процесс между сторонами; – медиация как метод работы с конфликтом при участии медиатора, который является нейтральным и беспристрастным лицом. С момента обретения независимости Казахстан вступил в эпоху рыночных взаимоотношений, где рынок стал диктовать свои условия. Стали появляться новые виды споров и конфликтов, с которыми действующая правовая и судебная системы испытывают трудности в области применения норм юридического права. В настоящее время в роли медиаторов выступают представители сторон, чаще всего это юристы. В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона медиатор – независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами для проведения медиации на профессиональной основе или общественных началах в соответствии с требованиями Закона. Согласно ст. 9 Закона медиатором может быть независимое, беспристрастное, не заинтересованное в исходе дела физическое лицо, выбранное по взаимному согласию сторон медиации, включенное в реестр медиаторов и давшее согласие на выполнение функции медиатора. Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной основе (профессиональный медиатор), так и на общественных началах (общественный медиатор). На общественных началах осуществлять деятельность медиатора могут: – лица, достигшие сорокалетнего возраста и состоящие в реестре общественных медиаторов; – судьи при проведении примирительных процедур в суде в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РК и Административным процедурно-процессуальным кодексом РК. На профессиональной основе деятельность медиатора могут осуществлять: – лица, имеющие высшее образование, достигшие 25 лет, имеющие документ (сертификат), подтверждающий прохождение обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой в порядке, определяемом уполномоченным органом в сфере медиации, и состоящие в реестре профессиональных медиаторов; – судьи в отставке, состоящие в реестре судей в отставке, осуществляющих деятельность медиатора на профессиональной основе. Медиация – это усовершенствованная модель разрешения споров. Здесь спор урегулируется самими сторонами и, согласно сложившейся практике ответственность за принятые решения несут также сами стороны спора. Результативность медиации бывает разной, так как одни медиаторы отдают предпочтение юридическим нормам оценки и толкования происходящего, а другие работают прежде всего с субъективными параметрами ситуации, признавая право человека иметь собственное мнение, поскольку без внимания к этим аспектам решить вопрос невозможно. При этом принимается, что соглашение не может противоречить существующему законодательству.
Медиатор не является ни стороной спора, ни третьей стороной, принимающей решение. Он не наделен какими бы то ни было властными полномочиями и не может быть должностным или процессуальным лицом. Медиаторы работают в различных организациях или имеют частную практику. Как правило, медиация является лишь одним из видов их деятельности, однако все чаще встречаются случаи, когда медиация становится основной профессиональной деятельностью специалистов. Медиация строится на определенных базовых принципах, таких, как добровольность, равноправие сторон медиации, независимость и беспристрастность медиатора, недопустимость вмешательства в процедуру медиации, конфиденциальность. Добровольность как принцип медиации не ограничивается добровольностью прихода сторон для участия в процедуре медиации и возможностью ее прекращения по инициативе любого из участников. Важным аспектом добровольности является то, что в медиации все происходит с согласия сторон, по договоренности с ними. Ни один из пунктов соглашения не может быть навязан медиатором, принят под давлением, без полноценной проверки его желательности, реалистичности и одинакового понимания сторонами. Принцип равенства сторон подразумевает, что медиатор обязан обеспечить всем участникам равные возможности для высказывания своей точки зрения, мотивов, позиций, отстаивания своих интересов, выдвижения и обсуждения предложений и участия в формулировании финального медиационного соглашения. Таким образом, все эти основы ведения медиации тесно связаны и являются гарантами действительно эффективного процесса достижения сторонами взаимовыгодного соглашения. Принцип равноправия сторон означает, что ни одна из сторон не имеет преимущества перед другими, обладая равными процессуальными правами и обязанностями. Остальные принципы позволяют обеспечить защиту прав граждан, обратившихся в порядке медиации. Так, вмешательство медиатора на ранних стадиях позволяет решить вопросы на благоприятном фоне до получения сторонами негативного опыта судебного противостояния. Часто именно обращение в суд становится убедительным аргументом и поводом для обращения к медиатору. В то же время работа с обострившимися в результате судебных баталий случаями затруднительна из-за формирования у сторон образа врага и большого количества взаимных обид по поводу враждебных слов и действий. Медиация в судебных случаях является принципиально важным ресурсом ее распространения и развития. Количество судебных споров очень велико и растет с каждым годом, суды перегружены, судебное решение нередко является неокончательным или не исполняется. В мировой практике медиация в суде является одним из наиболее распространенных способов разрешения не просто споров, но конфликтов, порождающих и подпитывающих противостояние и лежащих на более глубоком уровне взаимодействия сторон. Медиацией могут разрешаться любые споры, в которых стороны действительно хотят уладить свои разногласия. Любые гражданские споры между двумя или более людьми или группами пригодны для медиации. В криминальных случаях медиация, как правило, не используется, хотя в последнее время и это направление стало развиваться. При осложнениях в значимых долгосрочных отношениях, например, внутри организации, с партнерами по бизнесу, не говоря уже о семейных вопросах, медиация бывает просто необходима. Удивительно, что современная медиация пришла к нам с Запада, для нашей культуры она вполне органична. Существующий опыт отечественной практики медиации показывает, что, несмотря на все объективные и субъективные сложности, она применима, полезна и может быть востребована в разных сферах жизни. Медиация быстрее и дешевле судебного разбирательства. Во многих странах пошлины в судах, особенно по коммерческим делам, значительны, и медиация дает существенную экономию уже на этой стадии. Экономическая выгода медиации становится особенно заметной, если оценить непрямые расходы, которые стороны неизбежно несут в процессе судебного рассмотрения. Помимо прямых судебных издержек, к которым можно отнести оплату услуг юристов и экспертов, необходимо учесть и другие потери, которые почти так же легко пересчитать в денежном эквиваленте. Таким образом, медиацию можно определить как способ разрешения конфликтов и проблем с помощью переговоров между сторонами с участием нейтрального посредника. Медиация является гибкой, неформальной процедурой, ориентированной прежде всего на неюридические аспекты конфликта, и не противоречащей закону.
Салтанат МАМАНОВА, главный специалист отдела по праворазъяснительной работе и оказанию юридических услуг Департамента юстиции Костанайской области