12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Соответствовать требованиям времени

Советхан Сакенов, судья Алматинского городского суда в почетной отставке, вспоминая годы своей нелегкой службы, рассказал о главных професиональных и жизненных принципах человека, творящего правосудие, а таже поделился в своими взглядами на современное состояние судебной системы.

– Советхан Сакенович, в некоторых зарубежных странах, с которых мы часто берем пример, судьи работают до 70 лет, либо до тех пор, пока не откажутся от своей должности. Почему у нас судей отправляют на пенсию раньше, как раз в то время, когда у них еще есть силы работать,?

– Дело в том, что судебная деятельность особенная и не похожа на деятельность других госслужащих, сотрудников юридической сферы, правоохранительных органов. Исполнение вступившего в законную силу судебного акта является обязанностью всех госорганов, организаций и граждан РК, однако именно суд имеет особый статус, несравнимый с другими правоохранительными органами. Для судьи самое важное после получения образования – это жизненный опыт. В США, например, судьи работают до 80- 90 лет. В нашем государстве тоже необходимо дать судьям возможность работать при достижении пенсионного возраста, если они не нарушают этику и позволяет здоровье. Государство не будет в проигрыше, если будет использовать потенциал квалифицированных судей. Мы знаем, что в гражданском и уголовном деле очень сложно давать грамотную юридическую оценку материалам, как и квалифицировать степень уголовных действий. Здесь нужен жизненный опыт. В США, например, у каждого судьи имеются три помощника и секретарь. Наши судьи сами читают многотомные уголовные дела, набирают на компьютере приговоры или решения. Кроме того, изменения и дополнения в законы вносятся чуть ли не каждый день, и все они должны быть прочитаны, тщательно изучены и проанализированы. Это очень сложно выполнять одному человеку, а в США подготовкой и обработкой занимаются помощники, судья только обдумывает процесс, дает оценку раскрытым показаниям и решает, какую меру наказания назначить. Кроме того, судье нужно предоставить возможность выбора, и когда ему исполнится 63 года, он может написать заявление об уходе на пенсию или заявить, что полон сил и готов дальше служить правосудию не выходя на пенсию. Даже в соседних Кыргызстане и Узбекистане судьи работают до 70 лет. У нас всего 63 года, а дальнейшее продление на два года находится в компетенции председателя Верховного Суда. Работавших до 65 лет судей по всей республике можно по пальцам пересчитать. На мой взгляд, здесь не отрегулирован механизм продления деятельности судей после 63 лет.

– Разве оставление этого вопроса в компетенции председателя Верховного Суда и Высшего Судебного Совета не противоречит закону?

– Да, можно сказать и так. К примеру, женщины судьи в возрасте 61 года, мужчины в возрасте 63 лет, достигшие пенсионного возраста, до 65 лет после выхода в отставку, если имеются вакантные должности, по распоряжению председателя Верховного Суда работают в течение полугода. Затем председатель Верховного Суда сам выносит распоряжение и может его продлять, хотя судьи назначаются указом Президента, после выхода на пенсию до 65 лет они работают каждые полгода с оглядкой на председателя Верховного Суда. Поэтому будет правильным, если механизм продления работы судьи выше пенсионного возраста будет уточнен и закреплен в Конституции. Ведь если использовать труд безупречно работавших судей-ветеранов в качестве консультантов, чтобы они могли поделиться своим жизненным опытом с более молодыми судьями, мы от этого только выиграем, поскольку жизненный судебный опыт формирует время, а сильные судьи с профессиональным знанием и жизненным опытом – это бесценное достояние государства.

– В последние годы часто говорят о нехватке кадров в судебной системе. В чем заключается причина этого явления?

– В Республике Казахстан 2 700 судей, еще имеется около 300-400 вакантных мест. В городах Алматы, Шымкент, Астана судебная нагрузка очень высокая. Там отсутствие каждого судьи сильно ощущается. Отрегулировать все это – задача Высшего Судебного Совета. К тому же у нас действительно очень высокие требования к кандидатам, ведь мы должны соответствовать требованиям нашего уровня. Кандидат на должность судьи должен соответствовать всем критериям идеального статуса служителя правосудия – не допускать коррупции и взяточничества. Кроме того, имеются вопросы касательно бюджетной политики. Например, для судейских вакансий есть деньги, выделяемые из бюджета, которые сейчас находятся в Верховном Суде, и расходуются они на их вознаграждение и многое другое. Я проработал в городском суде пять лет, и судьи в нем ни разу не получали вознаграждения, 13-я зарплата вообще не выплачивается. А судьи Верховного Суда получают ее. Такому не должно быть места. Ведь ни для кого не секрет, с какой нагрузкой работают судьи гг. Алматы, Шымкента, Астаны. По статистике, у нас секретари судебного заседания часто становятся судьями, но зачастую их работа заключается в том, чтобы проверять и подключать участников суда к онлайн заседаниям посредством различных сетей. Я считаю, если привлекать на должность судей прокуроров, следователей и адвокатов, они стали бы сильными судьями.

– В старину народ сам присваивал звание судьи тому, кто справедливо и объективно вершил правосудие. Сейчас судьи не избираются, а назначаются сверху. Насколько эта ситуация влияет на свободу суда?

– Суды должны быть выборными. Например, я в свое время много раз говорил и писал, что районные суды должны избираться в районном маслихате, областные суды – в областном маслихате либо в Мажилисе, а судьи Верховного Суда – в Сенате. Разница между выборами и назначениями – как небо и земля. Назначенный человек становится зависимым. Если его избрали, тогда судье никто не может приказать или давать указание. Трусливый судья – злейший враг справедливости и правосудия, потому что он будет делать то, что скажет председатель суда и зависит от него во всех отношениях. Скажите мне, как он может вынести справедливое решение?

– Когда был введен институт присяжных заседателей, вы открыто заявляли в СМИ, что не одобряете такой подход. Сегодня ваше отношение изменилось?

– Я пять лет был председателем Специализированного межрайонного военного суда по особо тяжким преступлениям, и еще тогда убедился, что он нам не нужен. Когда спрашивали мнение председателей коллегий относительно развития института присяжных в Казахстане, я направил свои предложения в Верховный Суд и позже опубликовал их в прессе. Там я высказался, что введение института присяжных в судебную систему страны не оправдывает себя с точки зрения экономического, правового, социального и исторического менталитета народа. Свое мнение до сих пор не менял.

Беседовал Ерлик ЕРЖАНҰЛЫ

Көші-қон заңнамасын бұзған шетел азаматтары жауапкершілікке тартылды

2025 жылғы наурыз айының 11-14 аралығында «Мигрант» жедел профилактикалық...

Қазақстанда Президент жанындағы Ядролық энергетика агенттігі құрылады

Қазақстанда Президент жанындағы Ядролық энергетика агенттігі құрылады. Бұл туралы...

Тоқаев жаңа маңызды тасжол құрылысы басталатыны туралы жариялады

Ұлттық Құрылтайдың IV отырысында сөйлеген сөзінде Қасым-Жомарт Тоқаев елдің...

“Бір адам бірнеше рет алған“. Тоқаев марапаттарды ретке келтіруді тапсырды

Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаев Ұлттық Құрылтайдың IV сессиясында сөйлеген...

Бет-жүзді тұмшалайтын қара киімнен гөрі өзіміздің ұлттық киімдеріміз әлдеқайда артық — Тоқаев

Президент Қасым-Жомарт Тоқаев ұлттық бірегейлікті дәстүрлі мәдениет арқылы нығайтудың...