12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Сохранить общенациональное согласие

Наша страна является приверженцем мирной многовекторной стратегии, которая осуществляется как во внутренней, так и внешней политике. Основа данной стратегии заложена в ст.1 Конституции – Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

В связи с этим с целью предотвращения какого бы то ни было раскола в обществе и нагнетания конфликтности, все казахстанцы должны проявлять единство и патриотизм, а также ставить общенациональные интересы, сохранение и укрепление государственности превыше всего. Глава государства Касым-Жомарт Токаев на XXXII сессии Ассамблеи народа Казахстана «Справедливый Казахстан: единство, стабильность, развитие» 27 апреля 2023 года провозгласил, что «Мы – одна страна! Мы – один народ!». Исходя из этого президентского посыла возникает закономерный вопрос: – все ли мы вместе и каждый в отдельности делаем для его реализации? Для ответа на данный вопрос, полагаю, следует обратиться к Конституции РК, где в п. 2 ст. 1 закреплено, что основополагающими принципами деятельности республики являются общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте. Одним из инструментов, направленных на реализацию государственной политики в сфере общественного согласия и общенационального единства, является Ассамблея народа Казахстана. В Законе РК «Об Ассамблее народа Казахстана» от 20 октября 2008 года закреплено, что своей целью АНК определяет обеспечение общественного согласия и общенационального единства в РК на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности этносов Казахстана при консолидирующей роли казахского народа (ст. 4 Закона). Указом Главы государства утверждена Концепция развития Ассамблеи на 2022-2026 годы, в которой определено, что главными результатами ее реализации должны стать создание благоприятных условий для укрепления общественного согласия и общенационального единства. Полагаю, что деятельность АНК можно поднять на новый уровень, для чего этнокультурным объединениям прежде всего нужно осознать, что все этносы, проживающие в Казахстане, являются единым народом. При этом ее особая роль должна отчетливо проявляться в период возникновения кризисных ситуаций, путем активного применения потенциала различных общественных структур Ассамблеи. На мой взгляд, в данной работе еще имеются резервы для совершенствования. Поэтому полагаю, что акиматам и маслихатам следует более активно поддерживать взаимодействие с региональными Ассамблеями и местными этнокультурными объединениями, а также довести эту работу до всех районов и поселков. Центр тяжести основной работы АНК должен быть перенесен в регионы страны, для чего Ассамблею следует признать субъектом профилактики правонарушений. Позитивный аспект в деятельности Ассамблеи видится в проведении этнокультурными объединениями различных мероприятий с участием других этнокультурных общностей. Важность приглашения на такие мероприятия представителей разных этносов будет способствовать глубокому пониманию культуры других народов и созданию основы для межкультурного диалога. Большой вклад в укрепление общественного согласия и национального единства в Казахстане может внести правовая пропаганда и правовое воспитание. Их осуществление возможно прежде всего через изучение Конституции Казахстана в школах, колледжах и вузах страны. Ознакомление с Основным Законом в раннем возрасте позволяет сформировать у подростков уровень правосознания и правовой культуры, инструмент духовного воспитания личности в условиях построения в Казахстане правового государства. Базовым концептом современного государства является положение о том, что любое полиэтническое и поликонфессиональное общество должно сохранять общественное согласие как фундаментальную основу своего существования. Поэтому Глава государства К.-Ж. Токаев указал на ХХХІІІ сессии Ассамблеи народа Казахстана «Единство. Созидание. Прогресс» 25 апреля 2024 года, что «важно формировать в обществе атмосферу нетерпимости к любым проявлениям этнической исключительности и обособленности, тем более к провокациям и попыткам дискриминации граждан на культурной, языковой, этнической или религиозной почве». Учитывая общественную опасность посягательств на дружественные и мирные взаимоотношения, гармоничное сосуществование этносов внутри одного государства, законодателем установлена уголовная и административная ответственность за такие деяния. Так, ст. 174 Уголовного кодекса РК предусмотрена ответственность за умышленные действия, направленные на разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни, на оскорбление национальной чести и достоинства либо религиозных чувств граждан, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, сословной, национальной, родовой или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием масс-медиа, сетей телекоммуникаций и онлайн-платформ, а равно путем изготовления или распространения литературы или иных носителей информации, пропагандирующих социальную, национальную, родовую, расовую, сословную или религиозную рознь. В ч. 2 ст. 174 УК РК предусмотрена ответственность за разжигание розни, совершенной группой лиц, группой лиц по предварительному сговору; неоднократно; соединенные с насилием либо угрозой его применения; лицом с использованием своего служебного положения; лидером общественного объединения, в том числе с использованием средств, полученных из иностранных источников. Ч. 3 ст. 174 УК РК устанавливает ответственность за разжигание розни, совершенной преступной группой либо повлекшие тяжкие последствия. Ч. 1 и 2 ст. 174 УК РК относятся к категории тяжких преступлений, а ч. 3 – особо тяжких преступлений. Законодатель предусмотрел суровые виды и размеры наказаний за разжигание различных видов розни. Этому есть вполне логическое объяснение, связанное с защитой от преступных посягательств, прежде всего тех устоев и ценностей казахстанского общества, которые составляют его фундамент и незыблемую основу. Необходимость наличия данной нормы в уголовном законодательстве Казахстана обусловлена тем фактом, что национальное, расовое, родовое, социальное, сословное и религиозное равноправие является важнейшим условием существования и развития любого цивилизованного общества. Обязательным условием наступления уголовной ответственности по ст. 174 УК РК является один из способов совершения преступления: публично; с использованием масс-медиа, сетей телекоммуникаций и онлайн-платформ; путем изготовления литературы или иных носителей информации, пропагандирующих социальную, национальную, родовую, расовую, сословную или религиозную рознь; путем распространения литературы или иных носителей информации, пропагандирующих социальную, национальную, родовую, расовую, сословную или религиозную рознь. Публичность действий, указанных в ст. 174 УК РК, выражается в том, что они совершаются в присутствии третьих лиц либо в случае их письменной формы, в расчете на ознакомление с ними других лиц (например, расклеивание листовок, плакатов или лозунгов соответствующего содержания). Кроме количественного признака публичности, означающего наличие нескольких (двух и более) лиц, для признания публичности в действиях лица необходимо, чтобы распространяемые им идеи и взгляды носили открытый, доступный для понимания и восприятия характер. Кроме уголовной ответственности за разжигание всех видов розни, предусмотрена также административная ответственность за такие действия. Так, в ч. 1 ст. 478 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» установлена адмответственность за действия, провоцирующие нарушение правопорядка или разжигающие национальную и религиозную рознь, активное воспрепятствование осуществлению физическими лицами и должностными лицами их законных прав и обязанностей, либо действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц, а также нарушение законодательства РК об административном надзоре, совершенные в местности, где объявлено чрезвычайное положение. Согласно ч. 2 ст. 478 КоАП РК предусмотрена административная ответственность за совершение повторно тех же действий в течение года после наложения адмвзыскания. Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать главный вывод о том, что «общественное согласие», «общенациональное единство» и «казахстанский патриотизм» – это те духовные и нравственные ценности, которые необходимо оберегать всеми способами и развивать для будущих поколений народа Казахстана.

Исидор БОРЧАШВИЛИ, заслуженный деятель Республики Казахстан, доктор юридических наук, профессор, академик Казахстанской национальной академии естественных наук

Алматы қаласы әдеп жөніңдегі кеңестің 2024 жылғы қызметінің нәтижесі

Қазақстан Республикасы Мемлекеттік қызмет істері агенттігінің аумақтық Департаменттерінің жанында...

Сотрудники УИС провели интерактивную встречу с учащимися среднего звена школы на тему «Өзіңнен баста»

В области Абай сотрудники учреждения, смешанной безопасности, провели интерактивную...

ҚАЖ қызметкерлері мектептің орта буындағы оқушыларымен кездесу «Өзіңнен баста» атты интерактивті кездесу өткізді

Абай облысында қауіпсіздігі аралас мекеме қызметкерлері, мектеп оқушыларымен қоғамдық...

Сотталғандар қарттар үйінде тұратын қарияларға киімдер тікті

Сотталғандар қарттар үйінде тұратын қарияларға арналған концерттік бағдарламаға арнап...

Осужденные сшили костюмы для пожилых людей которые живут в доме престарелых

Осужденные сшили костюмы для концертной программы для пожилых людей,...