ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДЕЙ – ЭТО ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПОРЯДКА В ОБЩЕСТВЕ, А ТАКЖЕ ГАРАНТИРОВАНИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ. КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ РАБОТЫ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ. ОДНАКО В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИЕЙ СУДЕЙ И ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, ОСТАЮТСЯ БЕЗ ДОЛЖНОГО ВНИМАНИЯ. ЭТО, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ПРИВОДИТ К СНИЖЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕЙ.
Культура судебных процессов и порядок их проведения формируются прежде всего в среде, обеспеченной современными инфраструктурными условиями, удобными и комфортными для судей и судебных работников. В отдельных регионах судьи и судебные работники вынуждены работать в зданиях, требующих капитального ремонта, старых и ветхих. В настоящее время доля таких зданий в судебной системе составляет 20 процентов. К сожалению, эти здания не соответствуют современным требованиям, что не только снижает производительность труда судей, но и подрывает авторитет судебной системы. Это прискорбно, особенно с учетом того, что прошло уже более тридцати лет с момента обретения Независимости! В таких условиях организация работы судебной системы, повышение качества процессов и обеспечение справедливости значительно ограничены. Эффективность судебной системы и уровень доверия к ней в обществе в первую очередь зависят от обеспечения судей всеми необходимыми условиями для их работы. Для того чтобы каждый судебный работник выполнял свои обязанности честно и на высоком профессиональном уровне, должны быть созданы соответствующие условия. Конечно, на сегодняшний день в судебной сфере достигнуты значительные успехи и изменения, однако необходимость дальнейшего развития и совершенствования этой системы остается актуальной. Обновление судебных зданий, технического оборудования, стабильное интернет-соединение, удобство рабочих мест — все это играет важную роль в повышении эффективности судебных процессов. Только при таких условиях можно обеспечить надежность и справедливость судебной системы, а также укрепить верховенство закона в обществе. Например, в тех же регионах здания исполнительных органов власти оснащены современным оборудованием, и их состояние значительно лучше, чем у судебных учреждений. Такая проблема не рассматривается на областном и районном уровнях судов. Как указано в ч. 4 ст. 3 Конституции, государственная власть в республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Согласно ст. 80 Конституции финансирование судов производится за счет средств республиканского бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия. Таким образом, наличие неравенства между тремя ветвями государственной власти противоречит основам Конституции. На этом фоне стоит отметить, что в некоторых случаях вызов представителей исполнительной власти, а именно министров, акимов всех уровней и их заместителей для полного и всестороннего рассмотрения дела в суде вызывает значительные трудности. Эта ситуация приводит к нарушению принципа равенства перед законом и судом, то есть демонстрирует превосходство одной ветви власти над другими, что ставит под сомнение принцип справедливости. В ст. 14 Конституции прямо указано, что «все равны перед законом и судом», однако в реальной жизни реализация этого принципа иногда вызывает большие вопросы. Значение данной статьи глубоко и важно: все должны быть равны перед законами и судами государства, их права и обязанности должны быть одинаковыми, что является основным принципом построения справедливости и правового государства. Независимость и эффективность судебной системы должны быть главной гарантией защиты прав всех граждан государства. Если равенство перед законом и судом не соблюдается, это наносит ущерб доверию к правовой системе. В обществе возникает чувство неравенства и несправедливости. Такое неравенство затмевает важность правовой системы и замедляет развитие судебной системы. Это вызывает сомнения в доверии к судам. Даже депутат Мажилиса Максат Толықбай в недавнем интервью телеканалу «Қасқа Жол» выразил сомнения относительно полной независимости судов.
Таким образом, улучшение авторитета и инфраструктуры судебной системы должно стать одним из приоритетных направлений на пути создания правового государства. Для этого необходимо: 1. Соблюдение принципа равенства: развивать авторитет и инфраструктуру исполнительной власти и судебных органов на одинаковом уровне. 2. Финансовая поддержка. 3. Обновление судебных зданий: необходимо построить и оснастить все суды в регионах в соответствии с современными требованиями. Реализовав такие меры, можно не только повысить авторитет судебной системы, но и сделать важный шаг к созданию правового общества. Создание достойных условий для судей — это проявление уважения к их работе и инвестиция в эффективность правовой системы. Это также шаг к обеспечению их независимости. Условия работы судей, их профессиональная квалификация и моральное состояние играют ключевую роль в формировании общественного доверия к правовой системе. Поэтому социальная поддержка судей, включая обеспечение жильем, является важной и актуальной проблемой. Особенно социальное положение судей, которые обеспечивают стабильность и справедливость правовой системы, напрямую влияет на качество их профессиональной деятельности. В этом контексте особое значение имеет поддержка и гарантии, предоставляемые государством. В Казахстане проблема обеспечения судей жильем как элемент социальной поддержки рассматривается на уровне закона. В ст. 80 Конституции Республики Казахстан и других законодательных актах предусмотрены специальные гарантии и льготы для улучшения бытовых условий судей. Однако эта проблема остается актуальной и на сегодняшний день, так как с каждым годом растет число судей, нуждающихся в жилье. Одним из примеров является обсуждение данного вопроса председателем Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Жамбылской области Думаном Мәуленовым (№ 1 (282) январь 2025 года, журнал «Заңгер»). Новый состав Центрального Совета Союза судей Республики Казахстан (избранный на ІХ-м съезде 4 октября 2024 года) с первого дня начал изучать этот вопрос. В результате было установлено, что за последние три года 554 судьи зарегистрированы как нуждающиеся в жилье. Кроме того, всего 62 судьи (11 процентов) из них были обеспечены жильем в течение установленного Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (далее — Конституционный закон) шестимесячного срока. Среди них восемь судей Верховного Суда Республики Казахстан не получили жилье в указанный срок. Если обратиться к статистике, то на сегодняшний день 361 судья (65,1 процента) по-прежнему числятся как нуждающиеся в жилье уже в течение нескольких лет. Эти показатели свидетельствуют о том, что проблема не решена, что подрывает независимость судей. Это, как отметил Президент страны, является следствием несоответствия верховенства закона в нашей стране. Законы, принятые в интересах судей, не исполняются должным образом. Согласно ст. 51 Конституционного закона судье и членам его семьи во внеочередном порядке, но не позднее шести месяцев со дня вступления в должность предоставляется применительно к конкретной местности благоустроенное жилое помещение из государственного жилищного фонда по нормам, исключающим отнесение судьи к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, как было отмечено выше, невыполнение этих юридических норм и проблемы с верховенством закона препятствуют решению проблемы обеспечения судей жильем. В связи с этим необходимо рассмотреть эффективные способы решения данной проблемы. Например, механизмы, такие, как жилищные выплаты, которые предоставляются сотрудникам правоохранительных органов, должны быть введены и для судей. Путем выплат жилищных пособий на каждого члена семьи можно улучшить социальное положение судей. Эта мера повысила бы мотивацию судей к выполнению их обязанностей и способствовала улучшению условий жизни их семей. Если вопрос обеспечения судей жильем не будет решен в первую очередь, их социальный статус может снизиться, что, в свою очередь, ослабит доверие общества к суду. Несомненно, общественный и профессиональный авторитет судей играет важную роль на пути к созданию правового государства. Поэтому обеспечение судей качественным, доступным жильем, соответствующим их статусу, является стратегическим шагом в защиту верховенства закона государством. Судьи должны пользоваться особым уважением как лица, сохраняющие законный порядок и обеспечивающие справедливость в нашей стране. Это уважение тесно связано с их социальным положением, так как их роль в обществе зависит не только от профессиональных способностей, но и от социальной защищенности и стабильных условий жизни. Для того чтобы судьи выполняли свои обязанности честно и справедливо, внешние условия должны быть стабильными и комфортными. Улучшив их условия труда, мы можем повысить доверие к судебной системе Казахстана и способствовать установлению справедливости и верховенства закона в обществе. С этой точки зрения, системное решение проблемы обеспечения судей жильем и полноценная социальная поддержка судей является важной мерой, направленной не только на укрепление судебной системы, но и на повышение правовой культуры общества и доверия к справедливости.
