12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

СЛОВО О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ

По мнению Президента страны Касым-Жомарт Токаева, День республики должен стать символом смелого шага страны к государственности. «Разумеется, первоначальное значение Дня независимости будет сохранено. Этот день остается главным национальным праздником. Однако его следует отмечать как день памяти наших национальных героев, внесших значительный вклад в обретение независимости», – пояснял он.

В связи с этим, мне кажется, интересным будет узнать, как проходил процесс принятия этого важного законодательного акта в высшем законодательном органе – тогдашнем Верховном Совете республики. Об этом хорошо высказался экс-председатель Верховного Совета, ныне покойный Серикболсын Абдильдин в одной из своих книг. На основе документальных материалов, стенографии заседаний он описывает события 1990 года, которые предшествовали принятию Декларации о государственном суверенитете. В частности, автор пишет: «Возвращаясь мыслями к истокам работы нынешнего Парламента, хочу отметить, что первым серьезным актом в области государственного строительства явилась Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР». Республики не могли уже жить по устаревшим двенадцати канонам ст. 13 Конституции СССР 1977 года, которыми Центру делегировалось ведение и экономики, и внешней политики, и финансовой системы, и использование природных ресурсов. И даже установление общих начал организации и деятельности местных органов власти. Практически вместо Союза суверенных государств, как было записано в Конституции СССР, мы имели многие годы унитарное, централизованное государство. Царскую «тюрьму народов» сменила «золотая клетка», хоть и просторная, но, с крепкими запорами. Поэтому в Декларацию были заложены основополагающие принципы, в корне менявшие систему сложившихся политических и экономических взаимоотношений Казахстана с Центром, республиками и остальным миром. И поскольку документ представлял исключительную историческую значимость, и судьба его была довольно не простой, то имеет смысл изложить эти принципы в их основных тезисах.
«Единственным источником суверенитета и государственной власти является народ, реализующий государственно-властные полномочия непосредственно или через выборные органы». «Отношения между Союзом и республикой строятся на договорной основе, исходя из реалий суверенитета Казахстана; – суверенность республиканской власти обеспечивается эффективными правовыми гарантиями». «Любые насильственные действия против государственной власти, от кого бы они не исходили, преследуются по закону». «Республика самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социальным и национально-культурным строительством в Казахстане, его административно-территориальным устройством». «Без согласия Верховного Совета Казахской ССР не могут быть размещены на ее территории воинские формирования других государств, их военные базы и сооружения». Казалось бы, ясные по логике и глубокие по гражданскому звучанию истины, не требующие, говоря языком математики, доказательств, причем, прошедшие этап всенародного обсуждения. Однако определенным силам, и не только в республике, нужно было притормозить и по возможности оттянуть позитивные шаги в сторону суверенитета Казахстана. Буквально накануне сессии депутатской фракцией «Демократический Казахстан» в нарушение Временного регламента, определяющего порядок представления и рассмотрения законопроектов, был предложен альтернативный вариант закона о государственном суверенитете. И поскольку он был опубликован в республиканской печати и о нем сообщили центральные средства массовой информации, депутаты не могли его проигнорировать и вынуждены были работать с основным проектом, ощущая за спиной идеологизированные реалии альтернативного проекта. И тем не менее тогда, 15-16 октября 1990 г., принять декларацию не удалось – свою роль сыграла альтернатива. И прав был депутат У.Б. Баймуратов, подметивший, что «хотели авторы или нет, но, они причисляют себя к демократам, а сами впали в антидемократичную, непрогрессивную позицию по вопросам «О правах человека и нации» (Стенографический отчет второй сессии Верховного Совета. 1990, 16 октября. С. 17). Но, задел в умах и настроениях депутатов был. Согласительная комиссия, проработав все предложения с учетом альтернативного проекта, повторно вынесла основной проект документа на обсуждение 25 октября. Лидер оппозиции Петр Своик при поддержке сподвижников из «Демократического Казахстана» начал настаивать на исключении из декларации «права нации на свободное самоопределение» и регламентации принятия положений документа квалифицированным большинством, хотя это и противоречило Временному регламенту и тем самым обрекало декларацию на неопределенную во времени оттяжку процедуры окончательного принятия. Тогда, как и впоследствии при принятии государственной независимости, в полной мере проявил свои лучшие гражданские качества депутат А. Княгинин. Человек непростой судьбы, как и многие народные депутаты, имеющий корневые привязки к Казахстану, но, в отличие от многих из них, сумевший понять душу казахского народа, пропустивший через сердце его боль и великие чаяния, он буквально восстал против «буквоедства и крючкотворства» отдельных коллег, предложив вписать в документ норму о том, что «в международных отношениях, в организациях и учреждениях ООН Казахская ССР представляет казахскую нацию», аргументируя тем обстоятельством, что «… у так называемого русскоязычного на селения – русских, украинцев, белорусов – не может быть возражений, так как эти нации уже имеют свое представительство в ООН» (Стенографический отчет второй сессии Верховного Совета. 1990, 25 октября. С. 82, 110), а по территориальному вопросу раз и на всегда записать, чтобы впредь не возникали сепаратистские настроения у определенных личностей и групп населения: «Территория Казахской ССР признается неприкосновенной… в существующих границах (Там же. С. 68). Тем самым он обрисовал контуры, за пределами которых всякая дискуссия теряла смысл и носила в основном редакционный характер. Таким образом, 25 октября 1990 года «Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР» была торжественно принята, и это был исторический акт большого политического звучания.

Таким образом, 25 октября 1990 года «Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР» была торжественно принята, и это был исторический акт большого политического звучания. Но, события второй половины 1991 года показали, что декларация как форма намерений нуждается в серьезном реальном наполнении суверенитета содержанием действия.

Но, события второй половины 1991 года показали, что декларация как форма намерений нуждается в серьезном реальном наполнении суверенитета содержанием действия. B связи с этим, у некоторых может сложиться мнение, что работа Верховного Совета по декларации была излишней, что, возможно, были правы общественные движения «Алаш», «Желтоқсан», настаивавшие на провозглашении независимости, что законодательные акты в области государственного строительства принимаются спонтанно, что нет четкой концепции законотворчества с учетом прогнозирования развития внутренне- и внешнеполитических событий. Отнюдь. Если в других направлениях законотворческой деятельности, и это надо признать, имело место отсутствие концептуальности, особенно в области создания законодательной базы социально-экономического реформирования, то в области государственного строительства была нужна политика «малых шагов». Действительно, место Казахстана в сложившейся к началу 90-х годов геополитической ситуации в стране и полидемографическое наследие, доставшееся республике, вынуждали, в отличие от остальных республик, лишь обозначить в Казахстане намерения в том или ином политическом направлении и тем самым готовить народ к более твердым шагам. Именно поэтому декларация была своевременной и сыграла свою роль политически стабилизирующего фактора на всем этапе движения Казахстана к объявлению о своей полной независимости. Конечно, принятие Декларации о государственном суверенитете Казахстана, учреждение поста и всенародные выборы Президента республики являются важными вехами в деятельности Верховного Совета. Но, среди всех решений, принятых нашим Парламентом, акт торжественного провозглашения 16 декабря 1991 года государственной независимости Казахстана есть и остается несомненно важнейшим событием в судьбе республики и ее многонационального народа. Я не случайно привел цитату из выступления Главы государства о Дне республике, как дне памяти наших национальных героев, внесших значительный вклад в обретение независимости. К сожалению, участники и очевидцы исторических событий уходят из жизни, и наш долг по достоинству оценить их гражданский подвиг.

Сая ИССА

Традиции и обычаи нашей земли

Шымкент – это один из крупнейших и наиболее развитых...

Все для комфортной жизни

Открытие четырех новых домов культуры в жилых массивах Кайнарбулак,...

Сохранить общенациональное согласие

Наша страна является приверженцем мирной многовекторной стратегии, которая осуществляется...

Ориентир на интересы граждан

В нашей стране созданы и продолжают создаваться все необходимые...

Задача – вершить правосудие

Судья – юрист высшей квалификации, наделенный правом вершить правосудие....