12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

«РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ»: БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ НАСТОЯЩЕГО

Как известно, государственная программа «Рухани жаңғыру» направлена на духовно-нравственное развитие общества. В Послании Главы государства К.-Ж. Токаева народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» от 1 сентября 2021 года особо подчеркнуто: «В вопросах консолидации общества, укрепления национальной идентичности большая роль отводится эффективному использованию исторического наследия и культурного потенциала страны».​​​​​​​

Наш корреспондент встретился с известным ученым-исследователем, директором Фонда изучения наследия репрессированной интеллигенций Казахстана «Арыс», доктором филологических наук Гарифоллой Анес и попросил ответить на некоторые вопросы.

– Гарифолла Кабдолхайырулы, расскажите кратко о деятельности фонда «Арыс». Что удалось вам сделать в рамках государственной программы «Рухани жаңғыру»?

– Начну с истории создания фонда «Арыс». Наш фонд изучения наследия репрессированной интеллигенции был зарегистрирован 4 апреля 1992 года. Тогда министром юстиции был известный правовед Нагашыбай Шайкенов. С нами тогда были открыты благотворительный фонд «Бобек», который возглавила Сара Назарбаева, а также небезызвестный фонд «Елимай» бывшего депутата Серика Абдрахманова. Что касается нашей деятельности, то за последние два года пандемии, потом кризиса и трагических январских событий мы приостановили работу фонда. Поэтому не смогли реализовать задуманные большие проекты. Хочу сказать, что акиматом фонду было выделено 15 га земли, где мы открыли музей репрессированных деятелей, который расположен неподалеку от места Жаналык Талгарского района Алматинской области. Очень признательны и благодарны Аманбеку Батталову, бывшему акиму области, который сделал очень многое для того, чтобы открыть этот уникальный музей жертв политических репрессий. Сейчас возле музея построили мечеть «Алаш арыстары» («Деятели Алаш») с разовым посещением до тысячи человек. Дело в том, что невинно репрессированных граждан, в большинстве своем мусульман, которых расстреляли в 30-е годы в Казахстане, не погребли по мусульманским обычаям. Не совершены последние обряды жаназа – молитвы за упокой души. Мы даже не знаем, где они погребены на самом деле. В наших планах есть другой проект. Хотим открыть портал joktau.kz («плач по усопшему»), который состоит из 15 отдельных сайтов, чтобы потомки могли найти своих родственников, репрессированных в 30-е годы. В День памяти жертв политических репрессий, 31 мая 2022 года, провели құран-қатым – религиозный обряд чтения молитвы в память известного деятеля Алаш Ахмета Байтурсынова. Надо об этом сказать русскоязычным читателям, ведь они не знают, что это за мусульманский обряд. Следует отметить, что в мечети каждую пятницу отдельно каждому из репрессированных политических деятелей Алаша – Аймауытова, Букейханова, Тынышпаева и других – проводим құран-қатым, даем ас – поминальное угощение. Благодаря пожертвованиям жителей региона, была построена мечеть. Руководил стройкой предприниматель, директор ТОО «Kausar Constructions» Абай Жумаханов, который лично пожертвовал на возведение мечети несколько миллионов тенге. Также внесли деньги местные жители поселка Жаналык. Никаких государственных средств не было привлечено.

– Согласитесь, ваша работа имеет не только политическое, но и важное государственное значение для духовного воспитания нашего поколения. А помощь со стороны государственных органов все-таки есть?

– Да, совершенно верно. В прошлом году, в ноябре 2021 года, музей посетили тогдашний государственный секретарь Кырымбек Кушербаев с министрами культуры Актоты Раимкуловой и информации Аидой Балаевой, группой депутатов. На месте провели обсуждение, тогда было публично заявлено, что выделено 1 миллиард 700 миллионов денежных средств для дальнейшего развития музейного комплекса. Хочу сказать, что наш фонд «Арыс» подготовил концепцию развития музейного комплекса, которая охватывает период от 1916 до 1986 года. В этот исторический период входят годы восстания (1916 г.), потом «красный террор», репрессии, голодомор, конфискация байских и кулацких хозяйств, коллективизация в аулах и селах, годы войны, сталинская репрессия, освоение целины, трагические события декабря 1986 года. В общем, охватывается большой исторический пласт. Также в наших планах на территории 15 га построить большой музейный комплекс «Ата-бейіт» («Могила предков»), куда следует перезахоронить останки репрессированных деятелей, невинно расстрелянных людей. Конечно, для этого нужны огромные средства. Если не будет понимания со стороны государства, то придется искать поддержку у народа. Знаете, что многих людей, быть может, репрессии не коснулись напрямую. Но, говоря о голодоморе 30-х годов, хочу отметить, что нет такой семьи, где близкие или дальние родственники не пострадали бы в результате народной трагедии. Возьмите любую семью. Ктото из родственников со стороны дедушки или бабушки не понаслышке знает о страшном голодоморе в казахской степи. Перезахоронить тела наших деятелей из-за рубежа непростое дело. Волею судьбы они были репрессированы, расстреляны и погребены на чужбине. Тот же Мустафа Шокай, другие видные государственные деятели и наркомы. Перевести и достойно похоронить их на родной земле – наш гражданский долг. В Кыргызстане, кстати, есть такой комплекс. История его возведения такова: когда во время стройки в земле обнаружили тела погребенных, то в кармане одного из погребенных обнаружили документ, завернутый в непромокаемую ткань. Оказалось, что это документ на имя Торегула Айтматова – отца знаменитого писателя Чингиза Айтматова. Это было массовое захоронение, где был невинно расстрелян и погребен его отец. На этом месте и был воздвигнут монумент в память жертв репрессий. Вот такой примерно комплекс «Ата-бейіт» будет воздвигнут и на территории, где были расстреляны и погребены люди в 30-е годы. Там ведь лежат не только видные деятели Алаша, но и простые граждане Казахстана. Мы не знаем имена всех людей, но наша задача – найти и воскресить их имена в памяти народа. В 1919 году на этом месте были выкопаны тела 168 человек. Обнаруженные при них предметы сегодня выставлены в музее. В 1993 году под Алматы в районе Боралдай под дачи были выделены земли для военнослужащих, сотрудников силовых ведомств. Когда владельцы дачных участков начали копать, то наткнулись на человеческие останки. Оказалось, это место массового расстрела. При осмотре останков обнаружили у каждого расстрелянного в затылке отверстие от пули. Всего одна пуля. После этого владельцы дач отказались от этих мест. Всю территорию обнесли ограждением.

– Что вы можете сказать о работе комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, есть ли какие-то результаты?

– Мы благодарны Главе государства К.-Ж. Токаеву, который поддержал создание комиссии по реабилитации жертв политических репрессии и расследование фактов репрессий. Я говорю об Указе Президента Республики Казахстан от 24 ноября 2020 года № 456 «О создании Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий». В каждой области созданы комиссии. В работу включились юристы, специалисты-криминалисты и другие. Этот важный документ дал большой импульс для историков, ученых и исследователей. До этого все исследовательские и научные работы проводились на голом энтузиазме, и наш фонд «Арыс» в том числе. В ходе работы мы столкнулись с поразительными фактами. Мы полагали, что все документы и свидетельства находятся только в архивах КНБ. Я сам так думал, что все секретные документы, как говорят, КНБ держал под колпаком. Оказывается, что в Министерстве юстиции, МВД, прокуратуре и других ведомствах имеются множество документов и секретных сведений, которые отражают историческую хронику тогдашних репрессий и гонений 30-х годов. Во время изучения документов вскрылись факты нарушений элементарных конституционных прав граждан в этот период. В частности, такие наруше-ния, как участие в выборах или запрет на выезд из местности. Когда гражданина республики не подвергали репрессии, не отправляли в ссылку, а просто не разрешали выезд из аула или, скажем, не допускали к выборам местной власти. В исключительных случаях, когда нужно поехать на похороны родственника, необходимо брать разрешение в местном РОВД. Одним словом, широко применялась практика ограничения прав и свобод граждан. Что касается репрессий в отношении граждан, то в обычном понимании, люди считают, что репрессии это – расстрелы, пытки, тюрьма или ссылка. Это виды наказаний в отношении личности гражданина. Однако, на мой взгляд, не меньший урон нанесли казахскому обществу нравственные или духовные репрессии. К примеру, в годы сталинских репрессий было издано много постановлений ЦК ВКП (б) и Совнаркома. Одно из таких постановлений было в отношении казахской газеты «Ақ жол», которая выходила в Ташкенте. На страницах газеты публиковались статьи Мустафы Шокая, где он якобы очернял советскую власть. Под этим предлогом были закрыты все казахские оппозиционные газеты. К примеру, поэт Гумар Караш, акыныимпровизаторы Мурат, Шортанбай, Дулат, которые никакого отношения не имели к деятельности «алашординцев». Эти акыны жили давно, воспевали в более ранние времена. Тем не менее, их имена оказались под запретом, их стихи и поэмы не разрешали публиковать на страницах печати. А ведь произведения древних поэтов и акынов являются духовным наследием казахского народа. Дастаны-сказания наших батыров тоже были под запретом. Оставили лишь сказание батыра Камбара. Потому что батыр Камбар был бедняком, тем самым соответствовал советской власти своим происхождением. А вот остальных батыров – Алпамыса, Қобыланды и других, которые якобы воспевают феодальные порядки, напрочь вычеркнули из народной памяти. Что там говорить, если наши уважаемые академики до последнего не знали поэта Шакарима, Ахмета Байтурсынова. Я считаю, такие действия являлись ограничением прав казахского народа на свою духовно-нравственную самобытность. Смотрите, какой парадокс. Наше поколение изучает историю древнего мира, периоды античности, древнего Рима и Греции. Все мы знаем, а вот свою историю – нет. Напрочь вычеркнули. Это ведь тоже репрессия. Но уже духовно-нравственная, коснувшаяся всего народа. И не одного поколения.

– Действительно, это пробел не только в истории, но и в общественном сознании. Предстоит большая работа нашим ученым, историкам и вам, как исследователю.

– Да, теперь только осталось засучить рукава и приниматься за дело. Выборы Президента Казахстана успешно прошли, экономика, надеемся, улучшится, международная обстановка нормализуется, выйдем из кризиса.

Записал Сая ИССА

Сеть опорных школ «Отпан»

В целях повышения качеста среднего образования Правительстом реализуется проект...

Памяти творческого пути

В Кызылорде рамах года «Руханият» состоялся онурс жыршы «Терме...

Расплата за доверчивость

Сотрудники правоохранительных органов предупреждают: ели раньше на удочку кибермошенников...

Соответствовать требованиям времени

Советхан Сакенов, судья Алматинского городского суда в почетной отставке,...

Живой товар: трагедия современного мира 

Со всем мире современное общество сталкивается с вызовами, связанными...