В Alma Museum открылась выставка, приуроченная ко Дню яблок.
В обновленной экспозиции можно узнать историю яблони Сиверса, которая считается прародительницей всех яблок на земле. Примечательно, что родиной яблони Сиверса является Алматы. Об этом рассказала корреспонденту «Вечерки» директор Alma Мuseum Almaty Ажар Джандосова.
– Расскажите, как именно обновилась экспозиция музея? В чем ее посыл?
– Прошлая экспозиция была посвящена преимущественно апорту и ностальгии алматинцев по тому сорту яблока. Было очень много документальных фотографий, видеозаписей и воспоминаний людей о тех временах, когда Алматы был по-настоящему городом яблок – когда мегаполис окружали сады, а горожане ездили собирать урожай. Жизнь многих алматинцев была связана с яблоками. Новая экспозиция посвящена яблоне Сиверса.
– В чем ее особенность?
– Это та яблоня, которая была признана во всем мире как прародительница яблок. Алматы – родина яблок. Здесь сохранились самые большие леса дикоплодных яблонь Сиверса. Эти яблони существуют уже более 30 миллионов лет. Они представляют собой огромный генетический материал. Яблоня Сиверса очень важна для плодовой безопасности. Со временем все сорта сельскохозяйственных культур вырождаются и поэтому обязательно нужно возвращаться к исходникам, чтобы создавать новые сорта. Яблоня Сиверса – это сильный генофонд.
– То есть на новой выставке вы по большей части рассказываете о яблоне Сиверса?
– Да, мы рассказываем ее историю – как она впервые появилась, как была описана Иоганном Сиверсом. В советское время наш ученый Аймак Джангалиев издавал труды о яблоне Сиверса, которые перевели на английский язык. Также мы рассказываем о том, как было доказано, что яблоня Сиверса является прародительницей всех яблок на земле. Яблоня Сиверса привлекает ученых со всех концов мира. Ее генофонд, возможно, даже ценнее, чем энергетический ресурс.
– Поделитесь своими планами относительно музея – что ждет посетителей в будущем?
– Я планирую издать книгу, в которую бы вошли материалы, собранные нашим музеем. Это будет брошюра – то, что можно быстро приобрести и носить с собой. Мы также хотим создать свой сайт. Сейчас у нас уже достаточно материала, чтобы это сделать. Думаю, что виртуальный сайт будет чем-то очень актуальным. Также в планах – издание альбома «Яблоки в искусстве казахстанских художников». Планов много, думаем реализовывать их с течением времени. Надеемся, что акимат Алматы поможет нам в этом.
– Недавно Президент во время своего визита в Алматинскую область сказал, что алматинские яблоки должны стать брендом мирового уровня. Как вы думаете, каким образом это будет осуществляться?
– Мне тоже очень интересно, как видит это наш Президент, но мы поддерживаем эту идею и давно продвигаем ее. К нам приезжали урбанисты из России, которые говорили о брендировании города. Во время таких встреч участников делили на группы, каждая должна была придумать визитную карточку Алматы. Наша группа постоянно выигрывала, потому что мы брали в качестве бренда яблоко. Нужно продвигать яблочную отрасль, ведь мы до сих пор не можем обеспечить свой регион достаточным количеством яблок. Казахстан – родина яблок, и об этом должны знать в мире. Для брендирования необходим имидж – сады, яблочные соки собственного производства, сидры. Для этого в Алматы есть все природные условия, а самое главное – энтузиазм людей.
Статья опубликована в №128, от 1.11.2022 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Родина яблок».