12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Решить вопрос дефицита воды 

МИР ДУМАЛ, ЧТО БЛАГО, ДАРОВАННОЕ ПРИРОДОЙ, НЕИСЧЕРПАЕМО. НО, УВЫ. ГЛОБАЛЬНЫЕ КЛИМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЯВСТВЕННО ПОКАЗЫВАЮТ НАРАСТАЮЩИЙ ДЕФИЦИТ ВОДЫ, ОСОБЕННО ПРЕСНОЙ. СЕГОДНЯ КАЖДОЕ ГОСУДАРСТВО СТРЕМИТСЯ ВЫЖАТЬ ИЗ ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЕК МАКСИМАЛЬНО ВСЕ В СВОЮ ПОЛЬЗУ. СКЕПТИКИ ПРЕДРЕКАЮТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ В БУДУЩЕМ ВОЙНЫ ЗА ВОДУ…

Эти проблемы не обошли и нашу страну. У нас много областей с жарким иссушающим климатом и маловодьем летом, где происходит постепенное обмеление рек. Мы пережили трагедию Арала, на глазах мелеют Каспий и Урал. В историю вошел страшный по своей разрушительной силе паводок 11 марта 2010 года, который прорвал местную плотину и буквально смел с лица земли село Кызылагаш. Среди 45 погибших были и дети. Плотина была отдана в частные руки нерадивых хозяев. Их предали суду… Все эти беды недавнего прошлого ничему нас не научили. Безалаберность и беспечность в решении проблем стала причиной новых несчастий. Особенно драматично и масштабно это показали паводки 2024 года, когда хлынувшая большая вода топила дороги и мосты, города и села, показав катастрофическую неготовность к таким техногенным вызовам целой отрасли, отсутствие должного количества гидромелиоративных сооружений, плотин и водохранилищ. Вода, как щедрый дар, в эти месяцы была бездарно потеряна, принеся катаклизмы. По официальным данным, паводки минувшего года для страны были самыми масштабными за 80 лет, от стихии в них пострадали 17 603 дома, 8 447 из них стали непригодными для восстановления. События тех дней выявили, что у нас нет квалифицированных специалистовгидрогеологов, которые бы держали под контро лем вопросы хозяйского и разумного уп равления водными ресурсами, делали прог нозы, строили водосборники, которые по том использовались бы для нужд аграриев. Вместо этого солдаты-срочники и граждане день и ночь таскали мешки с пес ком, обкладывая ими берега русел рек и искусственно появившиеся водоемы, спасая тонущих людей на резиновых лодках. Природа наказывает за безалаберность…

Водный кодекс-2025

Растущий спрос на водные источники обострил проблему управления водными ресурсами. И на фоне прогнозов о возможных очередных весенних паводках был принят обновленный Водный кодекс Казахстана. Кстати, с 2003 года это девятый вариант кодекса с внесенными поправками и изменениями (2003, 2006, 2007, 2009, 2012, 2017, 2019, 2021, 2025 годы). Его принятие продиктовано тем, что имея обширную территорию и богатый, разнообразный природный потенциал, в области водоснабжения и качества воды Казахстан сталкивается с серьезными вызовами.

Главные задачи Водного кодекса – обеспечение рационального и комплексного управления водными ресурсами в целях экологической безопасности страны, создание четкого механизма сбережения водных ресурсов, разумного баланса между водопотребляющими секторами, защиты имеющихся водных экосистем от загрязнения и истощения, чтобы не допустить необратимых последствий, в том числе и для сохранения биологического разнообразия и естественной среды. Во главу угла Кодекса ставится вопрос эффективного использования водных ресурсов. Для этого в него введены правовые нормы и комплекс организационных мероприятий, направленных на обеспечение сохранности и восстановления водных объектов, предусматривающие ответственность соответствующих служб за контроль качества воды и меры по очистке водоемов. Законодатель исходил из того, что сегодня ясно: управление водными ресурсами требует системного подхода, научных исследований, которые внесли бы инновационный элемент в их использование. Это особенно актуально, ведь имея огромный потенциал для развития орошаемого земледелия, у нас еще нет четкой системы и эффективных методов водосбережения и водоснабжения, что приводит к значительным потерям и расточительству. Помнится, кое-где пытались внедрить капельное орошение по израильской технологии. Но широкого распространения этот передовой опыт не получил. Теперь же в Водном кодексе указано на целесообразность внедрения инновационных технологий и практик, направленных на экономию воды, повышение ее качества. Создание единого и целостного механизма планирования и контроля за водопользованием позволило бы поддерживать баланс за счет систем мониторинга, чтобы более точно и, я бы добавила, – точечно регулировать распределение водных ресурсов между различными отраслями и регионами, создание хранилищ для поддержания запасов воды. Представляя общественности новый Водный кодекс, Акорда сделала акцент на пяти блоках новелл. В первом блоке указываются меры по внедрению новых механизмов водосбережения и охране водных объектов. Законодательство сделало фокус на введении понятия «водная безопасность», предусмотрев защиту интересов республики в области охраны и использования трансграничных водных объектов, защиту граждан и экономики от дефицита воды и загрязнения водных объектов. Поиск новых подходов к управлению водными ресурсами с акцентом на приоритетность их охраны, широкое вовлечение общественности в принятие решений и важность управления на основе водохозяйственных бассейнов – таковы задачи, объединенные во втором блоке. Заблаговременные противопаводковые мероприятия, предусматривающие меры по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод выделены в отдельный третий блок кодекса. Превентивное, ужесточающее государственное регулирование, контроль в области использования и охраны водного фонда – эти задачи вошли в четвертый блок, в котором указано, что бассейновые водные инспекции, помимо функции госконтроля, наделены полномочием по государственному надзору с применением мер оперативного реагирования. Пятой новеллой стало обеспечение безопасности гидротехнических сооружений. Акцент сделан на разъяснительную работу с населением, чтобы люди понимали важность сохранения воды и рационального ее использования. При выборе необходимо отдавать предпочтение тем сельскохозяйственным культурам, которые требуют минимального орошения, ориентироваться на экономию водных ресурсов. Традиционные методы ведения сельского хозяйства, бытовавшие в эпоху водного изобилия, теперь требуют пересмотра, чтобы эффективно использовать доступные водные ресурсы. Агрономы и фермеры могут тем самым снизить затраты на орошение, улучшая при этом структуры почвы, высаживая растения, которые адаптированы к засушливым условиям, имеющим более глубокую корневую систему. О необходимости изменения агрономических практик говорится уже давно: фермерам надо пересмотреть свои подходы и к обработке земли, использованию водосберегающих технологий, переходу на более экологичные методы ведения сельского хозяйства. И здесь потребуются исследования по селекции и выведению новых засухоустойчивых сортов, адаптированных к изменяющимся климатическим условиям. Создание устойчивой и продуктивной агросистемы в стране, по большому счету, является вопросом продовольственной безопасности страны, что имеет стратегически важное значение для сохранения имеющихся водных ресурсов, обеспечению долгосрочного развития сельского хозяйства. И эти меры безотлагательны, как вопрос не просто стабильности, но и выживания нашего общества. Хочется верить, что новеллы нового законодательства будут реализованы, став стимулом для большой и эффективной работы ученых и практиков, местных исполнительных органов, чтобы Казахстан справился с серьезными вызовами в области водоснабжения, обеспечив свое устойчивое будущее и продовольственную безопасность.

Акмарал АБДУЛОВА

Блогерлер мен журналистер жауапкершілікті сезінуі қажет – сарапшы

Қырғыз Республикасы Мәдениет, ақпарат және жастар саясаты министрінің орынбасары...

Сотрудникам акмолинского учреждения рассказали о современных методах финансового мошенничества

В учреждении №4 организовали встречу с представителями Halyk банка.Специалисты...