МИР ДУМАЛ, ЧТО БЛАГО, ДАРОВАННОЕ ПРИРОДОЙ, НЕИСЧЕРПАЕМО. НО, УВЫ. ГЛОБАЛЬНЫЕ КЛИМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЯВСТВЕННО ПОКАЗЫВАЮТ НАРАСТАЮЩИЙ ДЕФИЦИТ ВОДЫ, ОСОБЕННО ПРЕСНОЙ. СЕГОДНЯ КАЖДОЕ ГОСУДАРСТВО СТРЕМИТСЯ ВЫЖАТЬ ИЗ ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЕК МАКСИМАЛЬНО ВСЕ В СВОЮ ПОЛЬЗУ. СКЕПТИКИ ПРЕДРЕКАЮТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ В БУДУЩЕМ ВОЙНЫ ЗА ВОДУ…
Эти проблемы не обошли и нашу страну. У нас много областей с жарким иссушающим климатом и маловодьем летом, где происходит постепенное обмеление рек. Мы пережили трагедию Арала, на глазах мелеют Каспий и Урал. В историю вошел страшный по своей разрушительной силе паводок 11 марта 2010 года, который прорвал местную плотину и буквально смел с лица земли село Кызылагаш. Среди 45 погибших были и дети. Плотина была отдана в частные руки нерадивых хозяев. Их предали суду… Все эти беды недавнего прошлого ничему нас не научили. Безалаберность и беспечность в решении проблем стала причиной новых несчастий. Особенно драматично и масштабно это показали паводки 2024 года, когда хлынувшая большая вода топила дороги и мосты, города и села, показав катастрофическую неготовность к таким техногенным вызовам целой отрасли, отсутствие должного количества гидромелиоративных сооружений, плотин и водохранилищ. Вода, как щедрый дар, в эти месяцы была бездарно потеряна, принеся катаклизмы. По официальным данным, паводки минувшего года для страны были самыми масштабными за 80 лет, от стихии в них пострадали 17 603 дома, 8 447 из них стали непригодными для восстановления. События тех дней выявили, что у нас нет квалифицированных специалистовгидрогеологов, которые бы держали под контро лем вопросы хозяйского и разумного уп равления водными ресурсами, делали прог нозы, строили водосборники, которые по том использовались бы для нужд аграриев. Вместо этого солдаты-срочники и граждане день и ночь таскали мешки с пес ком, обкладывая ими берега русел рек и искусственно появившиеся водоемы, спасая тонущих людей на резиновых лодках. Природа наказывает за безалаберность…
Водный кодекс-2025
Растущий спрос на водные источники обострил проблему управления водными ресурсами. И на фоне прогнозов о возможных очередных весенних паводках был принят обновленный Водный кодекс Казахстана. Кстати, с 2003 года это девятый вариант кодекса с внесенными поправками и изменениями (2003, 2006, 2007, 2009, 2012, 2017, 2019, 2021, 2025 годы). Его принятие продиктовано тем, что имея обширную территорию и богатый, разнообразный природный потенциал, в области водоснабжения и качества воды Казахстан сталкивается с серьезными вызовами.
Главные задачи Водного кодекса – обеспечение рационального и комплексного управления водными ресурсами в целях экологической безопасности страны, создание четкого механизма сбережения водных ресурсов, разумного баланса между водопотребляющими секторами, защиты имеющихся водных экосистем от загрязнения и истощения, чтобы не допустить необратимых последствий, в том числе и для сохранения биологического разнообразия и естественной среды. Во главу угла Кодекса ставится вопрос эффективного использования водных ресурсов. Для этого в него введены правовые нормы и комплекс организационных мероприятий, направленных на обеспечение сохранности и восстановления водных объектов, предусматривающие ответственность соответствующих служб за контроль качества воды и меры по очистке водоемов. Законодатель исходил из того, что сегодня ясно: управление водными ресурсами требует системного подхода, научных исследований, которые внесли бы инновационный элемент в их использование. Это особенно актуально, ведь имея огромный потенциал для развития орошаемого земледелия, у нас еще нет четкой системы и эффективных методов водосбережения и водоснабжения, что приводит к значительным потерям и расточительству. Помнится, кое-где пытались внедрить капельное орошение по израильской технологии. Но широкого распространения этот передовой опыт не получил. Теперь же в Водном кодексе указано на целесообразность внедрения инновационных технологий и практик, направленных на экономию воды, повышение ее качества. Создание единого и целостного механизма планирования и контроля за водопользованием позволило бы поддерживать баланс за счет систем мониторинга, чтобы более точно и, я бы добавила, – точечно регулировать распределение водных ресурсов между различными отраслями и регионами, создание хранилищ для поддержания запасов воды. Представляя общественности новый Водный кодекс, Акорда сделала акцент на пяти блоках новелл. В первом блоке указываются меры по внедрению новых механизмов водосбережения и охране водных объектов. Законодательство сделало фокус на введении понятия «водная безопасность», предусмотрев защиту интересов республики в области охраны и использования трансграничных водных объектов, защиту граждан и экономики от дефицита воды и загрязнения водных объектов. Поиск новых подходов к управлению водными ресурсами с акцентом на приоритетность их охраны, широкое вовлечение общественности в принятие решений и важность управления на основе водохозяйственных бассейнов – таковы задачи, объединенные во втором блоке. Заблаговременные противопаводковые мероприятия, предусматривающие меры по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод выделены в отдельный третий блок кодекса. Превентивное, ужесточающее государственное регулирование, контроль в области использования и охраны водного фонда – эти задачи вошли в четвертый блок, в котором указано, что бассейновые водные инспекции, помимо функции госконтроля, наделены полномочием по государственному надзору с применением мер оперативного реагирования. Пятой новеллой стало обеспечение безопасности гидротехнических сооружений. Акцент сделан на разъяснительную работу с населением, чтобы люди понимали важность сохранения воды и рационального ее использования. При выборе необходимо отдавать предпочтение тем сельскохозяйственным культурам, которые требуют минимального орошения, ориентироваться на экономию водных ресурсов. Традиционные методы ведения сельского хозяйства, бытовавшие в эпоху водного изобилия, теперь требуют пересмотра, чтобы эффективно использовать доступные водные ресурсы. Агрономы и фермеры могут тем самым снизить затраты на орошение, улучшая при этом структуры почвы, высаживая растения, которые адаптированы к засушливым условиям, имеющим более глубокую корневую систему. О необходимости изменения агрономических практик говорится уже давно: фермерам надо пересмотреть свои подходы и к обработке земли, использованию водосберегающих технологий, переходу на более экологичные методы ведения сельского хозяйства. И здесь потребуются исследования по селекции и выведению новых засухоустойчивых сортов, адаптированных к изменяющимся климатическим условиям. Создание устойчивой и продуктивной агросистемы в стране, по большому счету, является вопросом продовольственной безопасности страны, что имеет стратегически важное значение для сохранения имеющихся водных ресурсов, обеспечению долгосрочного развития сельского хозяйства. И эти меры безотлагательны, как вопрос не просто стабильности, но и выживания нашего общества. Хочется верить, что новеллы нового законодательства будут реализованы, став стимулом для большой и эффективной работы ученых и практиков, местных исполнительных органов, чтобы Казахстан справился с серьезными вызовами в области водоснабжения, обеспечив свое устойчивое будущее и продовольственную безопасность.
Акмарал АБДУЛОВА