12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Реформа на оптимизацию: будет ли эффект?

НА ДНЯХ ПРЕЗИДЕНТ КАСЫМ-ЖОМАРТ ТОКАЕВ ПОДПИСАЛ УКАЗ «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ КОМИТЕТА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН» ОТ 14 ИЮЛЯ 2025 ГОДА, В КОТОРОМ БЫЛО УТВЕРЖДЕНО НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ.

Теперь Служба по противодействию коррупции является ведомством Комитета национальной безопасности РК и будет осуществлять выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений. Помимо этого, новое ведомство сможет выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если, конечно, будет уполномочено в соответствии с законодательством страны. Многие отечественные эксперты отнеслись к данным изменениям довольно скептически и считают, что новые реформы никак не повлияют на улучшение функций по пресечению коррупционных преступлений, а как раз, наоборот – приведут к еще большим проблемам и системному кризису. Давайте проанализируем, чем новое ведомство будет отличаться от старого и каковы перспективы всех этих реформ. Как известно, до июля 2025 года в Казахстане действовало Агентство по противодействию коррупции (Антикор), которое занималось формированием и реализацией антикоррупционной политики, координацией в этой сфере, а также выявлением, пресечением, раскрытием и расследованием коррупционных правонарушений. Антикор функционировал как самостоятельный государственный орган с широкими полномочиями, включая правоохранительные функции, и подчинялся напрямую Президенту, что обеспечивало его относительную независимость. С 1 июля 2025 года, согласно Указу Президента Касым-Жомарта Токаева, Антикор был упразднен как отдельное ведомство, а его функции переданы в ведение Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. Часть функций, связанных с разработкой и реализацией антикоррупционной политики, координацией и работой с общественностью, передана Агентству по делам государственной службы. Основные отличия заключаются в организационной структуре. Если ранее Антикор был самостоятельным агентством с собственной структурой и статусом правоохранительного органа, то теперь антикоррупционные функции интегрированы в КНБ как отдельный департамент, а не самостоятельное ведомство. Как мы уже отмечали, ранее Антикор напрямую подчинялся Президенту, что подчеркивало его независимость от других государственных структур, теперь же Антикоррупционный департамент находится в составе КНБ, который также подчиняется Президенту, но является частью более широкой системы нацбезопасности, что может повлиять на приоритеты и методы работы.

Старое ведомство совмещало разработку антикоррупционной политики, координацию, профилактику и расследование коррупционных дел. Новые функции разделены. Теперь КНБ будет заниматься оперативной и следственной работой, а разработка политики и взаимодействие с общественностью переданы Агентству по делам госслужбы. Это разделение направлено на модернизацию и оптимизацию работы. Новый формат, по заявлениям властей, призван упростить и модернизировать систему государственного управления, интегрировав антикоррупционные функции в более широкую структуру безопасности. Это также часть масштабной реформы правоохранительных органов, начатой Главой государства. По словам экспертов есть и потенциальные последствия. Например, если говорить о плюсах, то интеграция в КНБ может усилить оперативные возможности благодаря ресурсам и полномочиям комитета. Разделение функций между КНБ и Агентством по делам госслужбы может повысить эффективность за счет специализации. Минусы – утрата статуса самостоятельного органа может снизить независимость антикоррупционной деятельности, так как КНБ имеет более широкий спектр задач, включая вопросы национальной безопасности, что может отвлекать от борьбы с коррупцией. Также критики отмечают, что концентрация полномочий в КНБ может усилить влияние этого ведомства. Таким образом, основное различие заключается в переходе от самостоятельного Антикоррупционного агентства к его интеграции в структуру КНБ в качестве департамента с разделением некоторых функций. Реформа направлена на оптимизацию, но вызывает вопросы о сохранении независимости и эффективности борьбы с коррупцией. Для полного перехода к новому формату КНБ должен разработать новые регламенты, а правительство подготовить законопроект к 1 сентября 2025 года. Будем надеяться, что реформы покажут свою эффективность, а борьба с коррупцией перейдет на новый более качественный уровень.

Ришат МАХСУТОВ

Алматыда полицияның идеологиясы талқыланды

Алматыда ІІМ Мақан Есболатов атындағы Академияда «Қызметтік идеология: тәртіп,...

Сотта өкілдік ету үлкен жауапкершілік жүктейді

Конституциямен айқындалғандай, әрбір адам өзінің құқықтары мен бостандығын, заңды...

Қазақстандықтар көлік тарихын «ЦОН» мобильді қосымшасы арқылы тексере алады

      Мемлекеттік қызметтерді цифрландыру және олардың сапасын арттыру мақсатында...

Платформа инклюзивного образования

В ОКТЯБРЕ Г. АЛМАТЫ ПРИМЕТ ПЕРВЫЙ ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС ПО...