12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Проблемы и тенденции в госзакупках

Судебная практика по Туркестанской области в общей сложности представляет из себя споры связанные с земельными вопросами (более четверти или 18,7%), в сфере государственных закупок (19,7 %), налоговых споров 43 (7,3%), прочие.

По характеру новых поступивших исков по категориям споров, которые  не относятся к системным, но  имеют риск обрести потенциал системных нарушений, можно отметить тенденцию к увеличению исков по спорам об организации питания обучающихся в государственных организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, внешкольных организациях дополнительного образования, а также приобретения товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в государственных дошкольных организациях.

Согласно подпункту 2) пункта 3 статьи 2 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года №319-III «Об образовании» (далее – Закон об образовании) на правоотношения, урегулированные законодательством Республики Казахстан в области образования, не распространяется действие законодательства Республики Казахстан о государственных закупках в части приобретения услуг, товаров по организации питания обучающихся в государственных организациях среднего образования, внешкольных организациях дополнительного образования, а также товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в государственных дошкольных организациях, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях технического и профессионального, послесреднего образования.

Тем не менее, дела, связанные с обжалованием итогов конкурсов по государственным закупкам в сфере организации питания и приобретения товаров, связанных с обеспечением питания детей поступило в общей сложности 30 административных исков. В процентном соотношении от всех поступивших дел в сфере государственных закупок составляют 25%.

Многочисленные споры в данной сфере свидетельствуют о том, что административными органами допускаются нарушения по присвоению баллов по критерию отбора победителя.

Так, при рассмотрении дел данной категории споры связаны с оценкой и принятием к рассмотрению предоставленных участниками конкурса в подтверждение опыта работы счет-фактур за каждый месяц по исполнению ранее заключенных договоров актов выполненных работ.

Не смотря на сложившуюся судебную практику, установленную Верховным судом Республики Казахстан, сложности в этом вопросе остаются актуальными.

Истцами в данном случае обжалуется тот факт, что участниками конкурса в конкурс предоставляются копии указанных документов на бумажном носителе.

Подпунктом 7) пункта 114 Правил об осуществлении государственных закупок предусмотрено представление потенциальными поставщиками заявок на участие в конкурсе в форме электронного документа и их автоматическая регистрация на веб-портале.

Также пунктом 578 Правил предусмотрено, что документы об исполнении договора (акт приема-передачи товара, акт выполненных работ, оказанных услуг, счет-фактура, накладная) оформляются в электронной форме, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

Однако на практике зачастую потенциальными поставщиками направляются на конкурс копии счет-фактур и копии актов выполненных работ на бумажном носителе, что порождает иски в суд.

На бумажном носителе предоставляются копии дипломов об образовании и другие документы на бумажном носителе.

Истцы в данном случае ссылаются на пункт 78 Правил об осуществлении государственных закупок, где указано, что в случае, если конкурсная документация содержит требование по наличию трудовых ресурсов, то наличие трудовых ресурсов подтверждается электронной копией документа о квалификации работника, а также посредством электронной цифровой подписью работника, либо единой системой учета трудовых договоров.

 В суде устанавливаются факты предоставлении на бумажном носителе ранее заключенных договоров, трудовых договоров.

В суде такие документы оспариваются, при этом организатором государственных закупок правомерно присваиваются баллы по предоставленным документам.

Наиболее острым вопросом при рассмотрении исков данной категории является факт того, что в соответствии с Приложением №7 к  «Правилам организации питания обучающихся в государственных организациях среднего, технического и профессионального, после среднего образования, внешкольных организациях дополнительного образования, а также приобретения товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в государственных дошкольных организациях, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденных Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года №598 при предоставлении сведений о наличии поваров, представленных потенциальным поставщиком в ранее проведенных конкурсах, в которых потенциальный поставщик объявлен победителем и (или) согласно договору оказывает услугу в период проведения текущего конкурса и (или) осуществляющих деятельность в другой организации, конкурсной комиссией баллы не выставляются.

Проверка сведений о поварах осуществляется организатором конкурса на веб-портале.

Однако, конкурс, где поставщик объявлен победителем с одними поварами, зачастую обжалуется, и позднее, т.е. к моменту разрешения спора по первому иску утрачивает статус победителя.

Зачастую параллельно в разных судах республики рассматриваются иски потенциальных поставщиков, участвующих в конкурсах в разных регионах, но с одними и теми же поварами.

Если в одном конкурсе они одерживают победу, при этом этот конкурс обжалуется другими участниками, то в других регионах суды выносят решения не в пользу данных выигравших конкурс потенциальных поставщиков только по тому, что они были определены победителями в ранее проведенных конкурсах.

Что объективно порождает коллизию обстоятельств: без гарантии того, что потенциальный поставщик останется работать с одним конкурсом, он в случае вынесения решения в пользу его оппонентов, остается ни с чем.

Или к примеру одновременно оспариваются два конкурса, по которым победителем оказывается Первый поставщик, которому по обоим конкурсам по тем же трудовым и материальным ресурсам присваивается одинаковое количество баллов. При этом представители комиссии настаивают на таком определении исходя из того, что с победителем еще не заключен ни один договор. Тогда как с одними и  теми же сотрудниками (поварами) невозможно оказаться одновременно в двух разных объекта по предоставлению закупаемой услуги.

В судах в таких случаях потенциальными поставщиками, победившими в ранее проведенных конкурсах, заявляются ходатайства о приостановлении производства по делу до результатов рассмотрения в суде исков по ранее проведенному конкурсу.

Вышеизложенное позволяет участникам конкурса проявлять недобросовестность, которая в силу длительности процесса вступления решения суда в законную силу, позволяет недобросовестным участникам использовать ситуацию в свою пользу.

По новым нарушениям, выявленным за анализируемый период можно выделить иски, связанные с заключением договоров государственно-частного партнерства по аренде столовых в школьных учреждениях.

По данным спорам рассматриваются иски по оспариванию результатов конкурса проведенного в рамках государственно-частного партнерства.

По таким делам наблюдаются нарушения принципов государственно-частного партнерства: принцип последовательности, принцип конкурентности, принцип сбалансированности, принцип результативности, принцип ценности для населения, принцип прозрачности и доступности информации.

Так, при рассмотрении судами дел данной категории судами устаналивалось, что в нарушение пункта 14 Приказа и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 725 «О некоторых вопросах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства» решение о создании Межведомственной проектной группы, а также об изменении ее состава не было размещено на веб-портале ГЧП в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

Судом установлено, что решение принималось на заседании Комиссии, не имеющей кворума, в отсутствии не менее двух третей от общего числа членов Комиссии.

При принятии решения в нарушение вышеприведенного приказа рассмотрение и отбор конкурсных заявок осуществлялся Комиссией без учета критериев определения лучшей конкурсной заявки, установленных конкурсной документацией.

Решение комиссией принималось с нарушением административных процедур и полномочий по принятию решения о признании потенциального частного партнера участником конкурса по результатам квалификационного отбора.

Полномочия устанавливаются пунктом 92 вышеуказанного приказа, однако решения принимались не по установленным полномочиям и функциям комиссии. Подобные иски, на взгляд коллегии, в будущем  будут увеличиваться количественно.

Споры в сфере государственных закупок в последнее время занимают лидирующее положение.

В связи с чем, согласно распоряжению председателя коллегии по административным делам проводятся работы с профильными местными государственными учреждениями касательно вопросов государственных закупок и защиты предпринимательства: Управление государственных закупок Туркестанской области, Департамент государственного аудита области, Управление образования и т.д., с которыми на постоянной основе проводятся круглые столы и рабочие встречи, а также сбор сведений по «ошибкам» административных органов в проведении административных процедур, вынесения административных актов. Активное участие в данных мероприятиях принимает и НПП «Атамекен», на площадке которой систематически проводятся подобные встречи.

С января 2025 года особое внимание в этой работе уделяется соблюдению принципа единообразия административных процедур и административных актов, предусмотренного статьей 15-1 АППК, ведется разъяснительная и методологическая помощь.

СМАС и СКАД Туркестанского областного суда 21 февраля 2025 года проведен семинар с участием государственных органов, осуществляющие соответствующую деятельность по организацию и проведению конкурсов государственных закупок, органов государственного внутреннего аудита, казначейства, а также с участием оператора веб-портала государственных закупок акционерного общества «Центр электронных финансов» в целях разъяснения о введенных новеллах, изменении в законодательству о государственных закупках. В частности о законе Республики Казахстан №106-VIII «О государственных закупках», который введен в действие с 1 января 2025 года.

На постоянной основе ведется работа со средствами массовой информации, когда координатор по работе со СМИ освещает проводимую местными судами работу.

По имеющим тенденцию к возрастанию поступления исков по  организации питания обучающихся в государственных организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, внешкольных организациях дополнительного образования, а также приобретения товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в государственных дошкольных организациях Туркестанским областным судом 30 мая 2025 года был проведен круглый стол с приглашением представителей управления образования области, руководителей на местах и руководителей школ – организаторов конкурсов по указанным искам, прокуроров и адвокатов, участвующих в рассмотрении данной категории дел (в количестве свыше 80 человек).

Судья специализированного межрайонного административного суда

Туркестанской области А.Ш.Шарханов

Сыбайлас жемқорлыққа жол жоқ

Қазіргі таңдағы қоғам дерті - сыбайлас жемқорлық болып отыр....

Во имя безопасности и порядка

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН – ОДНА ИЗ ПЕРВОСТЕПЕННЫХ ЗАДАЧ ЛЮБОГО...

Мемлекеттік тілді насихаттау және қолдану аясын кеңейту

Қазақ тілі-ата бабамыздан мирас болып келе жатқан ең қымбат...

Заң қылмыстық құқық бұзушылықтың алдын алуды көздейді

Жаза тағайындау кезінде қылмыстық жауаптылық пен жазаны жеңiлдететiн және...

Независимость должна опираться на закон

День Республики – особая дата в истории Казахстана, символизирующая...