День Независимости – государственный праздник, посвященный событию, имеющему особое историческое и общественно-политическое значение, когда депутаты Верховного Совета Республики 16 декабря 1991 года, принявшие Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», стали первопроходцами создания нового суверенного государства – Республики Казахстан.
Необходимо отметить, что процесс обсуждения и принятия Верховным Советом этого эпохального для народа закона на протяжении 15-16 декабря 1991 года носил напряженный характер, парламентариями тщательно обсуждалось содержание каждой статьи законопроекта, и особенно вопросы межнациональных отношений. Дело в том, что некоторые депутаты заявляли, что принятие данного акта является попыткой создания исключительно национальной республики, выступали против закрепления в преамбуле Конституционного закона права казахской нации на самоопределение, и ставили вопрос о проведении референдума по принятию обсуждаемого ими законопроекта. Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» был принят Верховным Советом в более спокойной внутренней и определившейся внешней обстановке в стране. Сам акт торжественного провозглашения Верховным Советом 16 декабря 1991 года Конституционного закона о государственной независимости республики стал важнейшим вдохновляющим событием в политико-правовой судьбе многонационального народа Казахстана. Согласно нормам преамбулы исторического Конституционного закона Верховный Совет, выражая волю народа, торжественно провозгласил государственную Независимость Республики, признавая приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека и иных общепризнанных нормах международного права, подтверждая право казахской нации на самоопределение, исходя из решимости создания гражданского общества и правового государства. Главой 1 «Республика Казахстан – независимое государство» Конституционного закона провозглашалось, что РК является независимым, демократическим и правовым государством, обладающим всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяющим и проводящим внутреннюю и внешнюю политику. Согласно нормам Главы 2 Конституционного закона, граждане всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляли вместе с ней единый народ Казахстана. Народ объявлялся единственным носителем суверенитета и источником государственной власти, осуществляющим государственную власть как непосредственно, так и через избираемые им государственные органы на основе Конституции и законов Казахстана. Законом также провозглашалось обладание гражданами республики равными правами и обязанностями независимо от их национальности, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям, происхождения, социального и имущественного положения, рода занятий, места жительства. Другим лицам, находящимся на территории страны и не являющимся ее гражданами, гарантировалось пользование правами и свободами, а также несение обязанностей, установленных Конституцией, законами и межгосударственными договорами РК, за исключением изъятий, установленных законами и межгосударственными договорами РК. При этом устанавливалось особо, что посягательство на гражданское равноправие преследуется по закону. Нормами Конституционного закона также закреплялось, что РК имеет свое гражданство. При этом за всеми казахами, вынужденно покинувшими территорию республики и проживающими в других государствах, признавалось право иметь гражданство Казахстана наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются. Устанавливалась норма о том, что РК регулирует миграционные процессы и создает условия для возвращения на ее территорию лиц, вынужденно покинувших республику в период массовых репрессий, насильственной коллективизации, в результате иных антигуманных политических акций, и их потомков, а также для казахов, проживающих на территории бывших союзных республик. Главой 3 «Органы государственной власти Республики Казахстан» устанавливалось, что государственная власть в РК строится и осуществляется исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Право выступать от имени народа принадлежало Верховному Совету и Президенту РК. Законодательная власть осуществлялась Верховным Советом. Главой РК и ее исполнительной власти являлся Президент. Судебная власть принадлежала Верховному и Высшему арбитражному судам. Высшим органом судебной защиты Конституции впервые провозглашался Конституционный Суд. Главой 4 Конституционного закона закреплялись экономические основы государственной независимости РК, обладавшей самостоятельной экономической системой, основывающейся на многообразии и равенстве всех форм собственности. В исключительной собственности РК находились земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал. При этом закреплялась норма об обеспечении РК охраны имущественных прав других государств, их граждан и организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории республики в соответствии с ее законодательством. Согласно ст. 12 Закона «О независимости» устанавливалось, что РК имеет Государственный национальный банк, вправе создать свою финансово-кредитную, денежную системы, организовать республиканские налоговую и таможенную системы, а также формировать свои золотой запас, алмазный и валютный фонды. Как самостоятельный субъект мирового сообщества РК заявила об осуществлении миролюбивой внешней политики, а также о своей приверженности принципу нераспространения ядерного оружия и процессу разоружения. Нормами Главы 6 Конституционного закона закреплялось, что РК принимает меры по охране своей независимости и укреплению национальной государственности. Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право республики, расценивалось как посягательство на ее государственную независимость. В целях охраны своей независимости и территориальной целостности РК имела право на создание собственных вооруженных сил, самостоятельно определяя порядок и условия прохождения воинской службы и решая вопросы размещения войск, вооружений и техники на своей территории. В заключительных положениях Конституционного закона отмечалось, что РК имеет свои госсимволы, присущие независимому государству – Герб, Флаг, Гимн. Устанавливалось, что Конституционный закон, наряду с Декларацией о госсуверенитете Казахской ССР, служит основой для разработки новой Конституции. Как видно, Конституционный закон не отменял Декларацию о государственном суверенитете, а, наоборот, служил ее полноценным развитием в соответствии с изменившимися социально-политическими условиями развития. Нормы Конституции и иных законодательных актов РК действовали, поскольку они не противоречили Закону «О государственной независимости Республики Казахстан». Таким образом, Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» стал переходной Конституцией Казахстана на законодательном этапе становления его суверенитета, символизировавшего зарождение нового независимого государства – Республики Казахстан, у которой должны быть свой особый путь, свое собственное достойное будущее. Принятием впоследствии Верховным Советом нашей страны Конституции РК 1993 года и ныне действующего Основного Закона на республиканском референдуме 30 августа 1995 года было окончательно завершено конституционное оформление становления Казахстана как подлинно независимого государства. Прошедшие годы после принятия Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан» стали временем всемерного укрепления отечественной государственности, обретения Казахстаном подлинных атрибутов безусловной независимости, признания нашего государства абсолютным большинством государств мира как полноправного члена мирового сообщества.