Как всем известно, 1 июля 2021 года введен в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс, что является важной масштабной реформой в судебной системе республики, и в Актюбинской области также заработал Специализированный межрайонный Административный суд.
Если ранее в Казахстане было три вида судопроизводства — уголовный, гражданский и по административным правонарушениям, то теперь заработала новая сфера — административная юстиция, призванная защищать потенциально слабую сторону в спорах с органом публичной власти. Следует отметить историческую значимость данного события. Основная цель административной юстиции — сдерживать произвол государственного аппарата, административного органа, публичных должностных лиц, то есть административная юстиция — главный инструмент слыщащего государства. Так, новый кодекс содержит революционные принципы и нормы, и одним из таких новелл является то, что в споре с государственными и административными органами, должностными лицами у сторон есть возможность примириться. В свете обсуждения новелл нового процессуального кодекса применение примирительных процедур в АППК является своевременным и очень актуальным. АППК предусматривает применение примирительных процедур в виде заключения соглашения о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры. Так, согласно положениям ст. 120, 121 АППК на основании взаимных уступок стороны могут полностью или частично окончить административное дело, заключив соглашение о примирении, медиации или урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры на всех этапах административного процесса до удаления суда для вынесения решения. Примирение сторон допускается при наличии у ответчика административного усмотрения. Соглашение заключается в письменной форме, подписывается сторонами или их представителями и должно отвечать требованиям исполнимости в принудительном порядке и содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей. В период с 1 июля по 30 декабря 2021 года Специализированным межрайонным административным судом Актюбинской области окончено 45 дел путем примирительных процедур, утверждено одно соглашение о примирении и 44 медиативных соглашения. Указанное свидетельтствует о том, что каждое третье административное дело разрешено окончательно в полном объеме, то есть конфликт исчерпан. У суда появилось больше возможности принести пользу обратившимся в суд лицам, поле деятельности суда стало шире, по существу разъясняя преимущества примирительных процедур, в том числе медиации, суды ориентируют стороны не столько на конфликт — выяснение вопроса, кто прав, кто виноват — сколько на конструктивный поиск решений. Вместе с тем хотелось бы остановиться на некоторых проблемах при проведении примирительных процедур. Согласно ст. 16 АППК административное судопроизводство осуществляется на основе активной роли суда. Суд, не ограничиваясь объяснениями, заявлениями, ходатайствами участников административного процесса, представленными ими доводами, доказательствами и иными материалами административного дела, всесторонне, полно и объективно исследует все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела. В целях развития института судебной медиации по административным делам именно судьи проявляют процессуальную активность, суд оказывает содействие стороне в формулировании и (или) изменении исковых требований, привлекает заинтересованных лиц с предварительным разъяснением правовых последствий, применяет медиативные навыки и приемы, в результате проводимых судом примирительных процедур стороны желают окончить делом путем заключения о медиации. Наблюдается низкая заинтересованность первых руководителей государственных органов в разрешении спора путем примирительных процедур, развития внесудебного регулирования спора, повышения эффективности работы государственных служащих, а порой возможно незнание, непонимание истинных основ медиации, невладение медиативными навыками. Примирительные процедуры востребованы обществом, поскольку позволяют быстро, безконфликтно и окончательно разрешить спор с привлечением заинтересованных лиц, вне зависимости от заявленных требований. Следует отметить особую актуальность вопроса, и сегодня медиация нужна обществу, так как имеет свои положительные результаты, такие как минимизация материальных, временных и эмоциональных издержек, снижение конфликтности в обществе, обеспечение воспитательного воздействия на стороны, сохранение личной и деловой репутации сторон спора, повышение доверия и уважения к судебной системе. Вовлечение в орбиту судебного правоприменения таких инструментов, как примительные процедуры, предполагает не только соответствующий уровень образования и мышления судьи, его высокую моральную и гражданскую ответственность, но и уровень правовой культуры общества в целом, государственных органов и каждого гражданина, обратившегося в суд, его объективное отношение, готовность соблюдать законы. Таким образом, примирительные процедуры нового кодекса являются совершенным, максимально упрощенным и действенным судопроизводством, характеризующим эффективность административной юстиции.
Айгуль АБДУЛЛИНА, судья Специализированного межрайонного административного суда Актюбинской области