ПО ПОРУЧЕНИЮ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В КАЗАХСТАНЕ РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ НОВАЯ МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ. ЗАКОНОПРОЕКТ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ В МАЖИЛИСЕ, ОБЪЕДИНЯЕТ КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТ БОРЬБЫ С СЕМЕЙНЫМ НАСИЛИЕМ, ДО НАДЗОРА ЗА РЕЦИДИВИСТАМИ, А ТАКЖЕ СТАВИТ ЗАДАЧУ: НЕ ДОПУСКАТЬ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, А НЕ ТОЛЬКО РЕАГИРОВАТЬ НА НИХ.
На пленарном заседании Мажилиса Парламента в первом чтении был одобрен проект нового закона «О профилактике правонарушений» и два сопутствующих пакета поправок. Законопроекты разработаны по поручению Президента и направлены на создание эффективной системы раннего предупреждения правонарушений, а также усиление координации между всеми участниками этой работы. Министр внутренних дел Ержан Саденов, представляя законопроект депутатам, отметил, что его основная цель – совершенствование системы профилактики. – В документе особое внимание уделено устранению причин, способствующих совершению правонарушений. В один закон объединяются пять действующих нормативных актов: «О профилактике», «О бытовом насилии», «О несовершеннолетних», «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка», «Об административном надзоре», – сообщил Ержан Саденов. По словам министра, документ охватывает три уровня профилактики – общую, индивидуальную и специальную. Каждый из них имеет четкие инструменты воздействия, от идеологической и воспитательной работы до точечного надзора и социального сопровождения. Одним из ключевых новшеств становится принцип общей ответственности за профилактику правонарушений. Как пояснил Ержан Саденов, работа будет вестись на всех уровнях: от республиканского до местного.
– Во-первых, вводится принцип общей ответственности. Акимы будут отвечать за состояние правопорядка в регионе, государственные органы – за профилактику в пределах своей компетенции, маслихаты – за заслушивание их отчетов, а местные сообщества будут активно вовлекаться в эту работу. В их число входят советы аксакалов и общественные советы, – отметил глава МВД. Дополнительно укрепляется статус Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений. Теперь ее состав и полномочия будет утверждать Президент страны. – Оценка деятельности будет даваться через национальный доклад, который Правительство будет ежегодно представлять Главе государства, – подчеркнул он. Существенное расширение предусмотрено в перечне субъектов, вовлеченных в профилактическую деятельность: теперь их станет 26 вместо прежних 13. В профилактику будут включены представители сферы образования, здравоохранения, соцзащиты, медицины, опеки, СМИ, а также предприниматели и институты гражданского общества. – Их полномочия в сфере идеологической разъяснительной и воспитательной работы, социальной адаптации и внедрения цифровых решений будут уточнены. Также определяются формы участия граждан и предпринимателей в профилактической деятельности, – уточнил глава ведомства. Каждому субъекту будет определена зона ответственности. На местах координацию обеспечит акимат, а маслихаты получат право заслушивать отчеты и контролировать эффективность использования бюджетных средств, направленных на профилактику. Законопроект вводит новые механизмы индивидуальной профилактики. Это, в частности, официальное предостережение, постановка на профилактический учет, педагогическое сопровождение несовершеннолетних и запрет на приближение к потенциальным жертвам. – Особое внимание будет уделяться педагогическому сопровождению несовершеннолетних, требующих повышенного внимания, введению запрета на приближение и мерам административной ответственности в рамках проектов по предотвращению рецидива, – сообщил Ержан Саденов. Расширяется круг лиц, подлежащих профилактическому надзору. Нововведением станет то, что административный надзор теперь будет распространяться на всех, кто освободился из мест лишения свободы, а не только на рецидивистов, террористов и лиц, осужденных за преступления против половой неприкосновенности. – Теперь все правоохранительные органы будут привлекаться к оказанию содействия обществу, – добавил министр. Сопутствующие поправки к Кодексу об административных правонарушениях вводят новые основания для привлечения к ответственности. Среди них: – распространение противоправного контента, в том числе через цифровые платформы; – государственные органы будут обязаны выполнять предложения по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, – подчеркнул министр. Дополнительно нормы законопроекта приведены в соответствие с Социальным кодексом и тремя другими законами. В рамках обсуждения проекта закона прозвучала и острая критика в адрес МВД. Депутат Бахытжан Базарбек выразил недовольство тем, как министерство реагирует на сигналы о незаконной добыче полезных ископаемых и самовольном строительстве. – Почему полиция не видит того, что видим мы? Почему, по мнению полиции, это не преступление? Профилактика не работает, участковые тоже не работают. Я много раз говорил о фактах незаконной добычи, материалы направил в Генпрокуратуру, но от вашего ведомства нет никакой реакции, – заявил депутат. Он подчеркнул, что участковые должны нести большую ответственность, а общественные помощники полиции иметь четко закрепленные механизмы взаимодействия. Председатель Мажилиса Ерлан Кошанов призвал мажилисмена не переходить на личности, однако позже сам депутат назвал свое выступление «криком души». – Мы боимся не преступников, а саму полицию. Если в деле замешаны влиятельные фигуры, уголовные дела зачастую просто закрываются, – сказал он в кулуарах. Поддержала коллегу и депутат Ирина Смирнова, указав на проблему стихийной застройки в горах Алматы, где отсутствует инфраструктура. Она призвала провести проверку по факту возведения жилого комплекса в горной части Алматы, где, по ее словам, нет ни водоснабжения, ни канализации. В ходе заседания о проблеме краж и невозможности найти похищенные смартфоны вновь напомнил депутат Самат Нуртаза. – Я хочу, чтобы смартфоны находили, потому что это очень обидно. Люди берут телефоны в кредит на 24 месяца, отдают последние деньги, а потом теряют их. И полиция должна решать эту проблему, – добавил он.
Подготовила Линара САКТАГАНОВА г. Астана