12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Последний атаман казахского кино…

УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ АСАНАЛИ АШИМОВ. ВЕЛИКИЙ АКТЕР. НАША ГОРДОСТЬ. ЛЕГЕНДА. ЭПОХА И НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

В стылый зимний день словно небо прощалось с его земной жизнью, опуская тихую снежную завесу. Словно закрывая занавес сцены, над которой парил этот мужественный, сильный, скромный человек. И несомненно – талантливый артист, подаривший истории столько незабываемых ролей. В каждой из кинолент он не просто играл, а проживал жизнь своего героя. Эти фильмы никогда не уйдут в архив. Ведь лучший архив – в душе, памяти и воспоминаниях зрителей, в огромном уважении соотечественников. Он умел быть разным, мудрым и смешным, трагичным и озорным, но всегда – подлинным, настоящим. Когда Ашимов появлялся на экране, казалось, что смотришь не на актера с заданной сценаристом ролью, а как на родного и близкого человека, старшего товарища. Простые и сложные роли были проявлением жизни, того, из чего состоит человеческая судьба. Его путь от мальчика из казахского аула до Героя Труда Казахстана и Народного артиста СССР – это история о таланте, преданности искусству и невероятной силе духа. Асанали-аға родился 8 мая 1937 года в селе Жайылма Сарысуского района Жамбылской области. Рано остался без отца, и его мать, оставшись вдовой в 22 года, больше не вышла замуж, посвятив себя воспитанию сына. Вырос и учился в городе Кентау. Мы, земляки, гордились им, и он всегда находил время, чтобы приехать, вспомнить школьные годы, повидаться и даже в самые трудные годы оказывать поддержку. Он рассказывал, что мечтал поступить в сельскохозяйственный институт, но случайная встреча с известным театральным режиссером Аскаром Токпановым кардинально изменила его жизненный путь. Потенциал, замеченный режиссером, привел юношу в сферу искусства. Окончив в 1961 году театральный факультет при Казахской государственной консерватории им. Курмангазы, он был приглашен в труппу Казахского государственного академического театра драмы им. М. Ауэзова, где создал около 50 незабываемых образов. Став эталоном сценического мастерства, виртуозно сыграл Кебекa в трагедии «Енлик-Кебек» и Айшуакa в «Қара қыпшақ Қобыланды» М. Ауэзова. Невероятный психологический диапазон показал в ролях Дон Жуана («Дон Жуан, или Любовь к геометрии»), Городничего («Ревизор») и доктора Матиас Клаузен («Перед заходом солнца»). В 1987-1988 годы А. Ашимов был художественным руководителем театра им. М. Ауэзова, ставил спектакли в других театрах Казахстана и много лет преподавал в Академии искусств им. Т.Жургенова в звании профессора, воспитав несколько поколений артистов.

Всенародную славу ему принесли фильмы «Ботагоз», роль коварного Бекежана в экранизации народного эпоса «Кыз-Жибек». Великий режиссер Шакен Айманов доверил ему роль в фильме «Конец атамана». Миллионные просмотры, заслуженная всенародная слава увенчались Государственной премией Казахской ССР. Эта тетралогия о Чадьярове стала визитной карточкой А. Ашимова: второй фильм – «Транссибирский экспресс» и продолжение эпопеи в кинолентах «Маньчжурский вариант», снятый по его же сценарию и «Кто вы, господин Ка?». Огромный успех. Звания «Народный артист Казахской ССР», «Народный артист СССР», высшая государственная награда Республики Казахстан – Герой Труда Казахстана. Заслуженные награды – ордена «Отан», «Парасат», «Достык» и другие. Асанали-аға оставил богатое режиссерское наследие, обращаясь к важным страницам истории и культуры. Масштаб его личности и вклад в казахское и советское кино и театральное искусство несоизмеримы. Он остался на вершине. Исполнил все свои мечты. Но судьба, как оказалось, не может дать одному человеку все. Самым счастливым временем считал брак с Майрой Аймановой. Счастье продлилось 35 лет. Смог найти в себе силы пережить уход из жизни любимой супруги. Но самые страшные трагедии произошли в 1999 году, когда потерял своих сыновей архитектора Мади и актера Саги. Это подкосило его. В одном из интервью он признавался мне, что уходил в горы, чтобы выкричать и выплакать свою нестерпимую боль и отчаяние. Он пронес это через оставшуюся жизнь, хотя судьба подарила ему еще детей, и верную спутницу Багдат, ставшую опорой в преклонные годы, вместе они воспитали сына, которого в честь папы назвали Асанали.

Свет ушедшей звезды

Лишенное пафоса высокое достоинство, честь, порядочность. И сила духа, которую он впитал с запахом степной ковыли, теплом родной земли. Даже достигнув вершин признания, он оставался верен своим корням. За его скромностью, естественной простотой, мудростью, с которой он нес свое величие, угадывался широкий простор земли, на которой он вырос, синева бескрайнего неба, тихое безмолвие вершин древнего Каратау. Его душа вернется сюда, к истокам. Где осиротел его родной дом. Дом детства и юности. Спи спокойно, мудрый, добрый, великий человек. И пусть догорел костер вашей яркой жизни – от его искр на небе появилась еще одна звезда. Она будет светить нам всегда. Қош болыңыз, Асанали-аға…

Акмарал АБДУЛОВА

Қылмыстық істердің әскери соттарға соттылығы

Егемен еліміздің әскери соттары 1992 жылдан бастап жұмыс істейді....

Орталық Азия – Жапония: жаңа стратегиялық диалог

2025 жылғы 20 желтоқсанда Токио қаласында өткен «Орталық Азия...

Құқықтық мәдениет: ұғымы, құрылымы және қоғамдағы рөлі

Құқықтық мәдениет – құқықтық мемлекеттің негізін құрайтын маңызды қоғамдық...

Сыбайлас жемқорлық әлеуметтік құбылыс ретінде қоғам үшін қауіптілігі

Сыбайлас жемқорлық – қазіргі қоғамның дамуына елеулі қауіп төндіретін...