12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

По законам «стаи»

СОБЫТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕТСКИМ НАСИЛИЕМ, ПРИНИМАЮТ ФОРМУ И МАСШТАБЫ КАКОГО-ТО ОПАСНОГО И БЕСПРЕЦЕДЕНТНОГО ПО СВОЕЙ ЖЕСТОКОСТИ ФЛЕШ-МОБА. ВСЮ СТРАНУ ПОТРЯСЛА ИСТОРИЯ С ПОИСТИНЕ САДИСТСКИ ИЗБИТЫМ В ФЕВРАЛЕ ГРУППОЙ ПОДРОСТКОВ МАЛЬЧИКОМ ИЗ Г. СЕМЕЙ. ПОСЛЕ ПРОИЗОШЕДШЕГО КАЗАХСТАНЦЫ КУПИЛИ АЛИНУРУ КВАРТИРУ, КУДА ОН ПЕРЕЕДЕТ ИЗ СЪЕМНОЙ КВАРТИРЫ С ОТЦОМ, БАБУШКОЙ И ЧЕТЫРЬМЯ БРАТЬЯМИ И СЕСТРАМИ.

Теперь эту печальную «эстафету» переняли в Алматы, где по сообщениям СМИ, подростки жестоко избили сверстницу, вырвав волосы и угрожая кастетом. Обстоятельства таковы: 8 марта с подругами она шла в торговый центр. Встретили знакомых из школы, затем между девочками вспыхнул конфликт, который перерос в насилие. Восемь школьниц, набросившись на нее, избили. Видео, запечатлевшее нападение, вызвало общественный резонанс. По сообщению Управления полиции Бостандыкского района г. Алматы по данному факту возбуждено уголовное дело, все участницы инцидента установлены и доставлены в полицию. Родителей школьниц привлекли к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. В школы, где учатся подростки, направлены представления о необходимости устранить причины, способствовавшие инциденту. Это уже не единичный факт – мы наблюдаем тенденцию роста насилия среди подростков. Случаи агрессии детей и показательных, снимаемых на видео, избиений, происходящих в школьных дворах и на улице, когда несколько молодых людей, собравшись в «стаю», агрессивно нападают на своих сверстников, становятся проблемой, вызывающей серьезные опасения. Что испытали и как сложится дальнейшая жизнь жертвы и тех, кто совершил злодеяние – об этом мы не знаем. Мы только понимаем, что такие действия оставляют глубокий след и психологические травмы как на пострадавших, так и на самих агрессорах. Потому что не столько физическое, сколько психологическое насилие и унижение не может пройти бесследно, останется незаживающей раной, обернувшись внутренними переживаниями, снижением самооценки, тревожными расстройствами. Ведь одно дело, когда нападает чужой человек, незнакомец, другое – когда тебя избивают твои сверстники, кого ты знаешь по школе, с кем общался и кому доверял. И это неожиданное предательство ранит, наверное, больше всего. Конечно, можно списать на подростковый возраст. Объяснить, мол, групповая агрессия – это стадное чувство. Успокоить тем, что это якобы безобидная бравада, издержки молодости. Но почему же дети, собравшись в исступленную стаю, не чувствуют чужую боль, почему у них атрофируются эмоции сострадания, понятие границ дозволенного? В соцсети то и дело появлялись сообщения о драках между молодыми людьми – избиения происходили возле ночного клуба, в лифте. И, как правило, толпа нападает на одного В чем кроются причины такой жестокости? Что это – какое-то социальное обострение? Думается, нельзя исключать социальные факторы. В том числе влияние насаждаемой агрессии, когда насилие становится обычным элементом видеоигр, фильмов и социальных сетей. Погружаясь в виртуальный мир и подвергаясь постоянному воздействию агрессивного контента, подростки начинают воспринимать насилие как норму. Есть и другие факторы, когда подростки испытывают высокий уровень стресса и давления, вызванного учебой, социальной средой и внутренними конфликтами. Эмоциональное напряжение и выгорание, накапливаясь, приводят к агрессивным выхлопам, выпадам по разным поводам. Тогда они ищут слабых, которые становятся жертвами, испытывая психологические и физические травмы, боль и отчуждение… В наш обиход прочно входит понятие буллинга. Но нет внятных ответов – как остановить эту жестокость? Как реагировать на сигналы, тревожные звоночки, которые должны стать поводом для беспокойства, побудив к поиску мер по предотвращению подобных эксцессов? Ясно, что нужен комплексный подход. Начав с роли родителей, с усиления контроля и пересмотра воспитания в семье. Занятые добыванием «хлеба насущного» родители часто упускают сложный внутренний мир своих детей, не вникают в их переживания. Как показывают все эти реальные факты, в том числе и суицида среди детей, папы и мамы не готовы к их взрослению, не обсуждают с детьми чувствительные темы. Не формируется адекватное отношение к вызовам, конфликтам. А общество, пошумев и выразив свое возмущение в лучшем случае в соцсетях, отпускает ситуацию. Других проблем хватает. Учитывая, что в стаи сбиваются учащиеся, как правило, одной школы, можно было бы ожидать реакции самих образовательных учреждений, где бы забили тревогу, пересмотрев методы воспитания. Ведь никто еще не отменял классные часы, да и где в таких случаях «выдающаяся роль» школьных психологов, на которых возлагались большие надежды? Разве каждый подобный факт не минус их профессиональной репутации? Предотвращение детской агрессии – это повседневная и кропотливая работа. Она требует новых программ по социальной и эмоциональной обучаемости, где детей учили бы элементарной доброте и состраданию, умению жить в дружелюбной атмосфере, управлять своими эмоциями, понимать чувства других и находить мирные способы разрешения конфликтов. И коли уж произошло ЧП, извлечь уроки, оказав поддержку тем, кто стал жертвой насилия. Ведь именно в эти ранние годы в каждом ребенке закладываются характер, мироощущение, модель поведения. Кем станет агрессор? Школа как первый их коллектив, как репетиция перед взрослой жизнью, должна дать эти навыки человечности и гуманности, способности жить, не причиняя вреда окружающим, где забота друг о друге воспринимается как норма, а агрессия – как исключение. Бесспорно, что проблема жестокости среди подростков в значительной степени зависит от наших действий и готовности изменить ситуацию к лучшему. Начиная с маленьких шагов и заканчивая масштабными инициативами на уровне общества. Надо перенимать и лучший зарубежный опыт, ключевые стратегии и инициативы, применяемые в различных странах для борьбы с этой негативной формой взаимодействия среди детей и молодежи. Возможно, пора пересмотреть нормы законодательства, предусмотрев четкие определения буллинга и прописав ответственность как для школьников, их родителей, так и для образовательных учреждений. Министерство образования могло бы больше внимания уделить программам воспитания, разработав и внедрив собственные антибуллинговые методики, осуществив мониторинг ситуации, организовав тренинги для учителей и персонала по распознаванию и реагированию на подобные случаи. Надо более оперативно реагировать на обстановку созданием инклюзивной и безопасной школьной среды, инициировав правовое обучение детей для повышения осведомленности о буллинге, открытого обсуждения его последствий и методов предупреждения. Внедрение в правовую сферу понятия «школьное насилие» позволит предусмотреть меры противодействия на уровне социума, чтобы работать и с родителями, помочь им узнать о способах поддержки своих детей в случае возникновения конфликтов. И, конечно же, вовлечь в эту работу самих детей, пусть разрабатывают предложения по борьбе с буллингом, создают правила поведения, инициируя собственные антибуллинговые кампании. Это даст им возможность учиться находить выход из подобных ситуаций. Были бы полезными приложения и онлайн-платформы, на которых дети могли бы анонимно сообщать о случаях буллинга, избежав чувства стыда и страха. В организации сотрудничества между школой и семьями полезно участие и общественных институтов, ресурсных центров. Такой, более широкий круг социального взаимодействия, обеспечит многоуровневый подход, включая законодательные инициативы, образовательные программы, участие самих детей и использование современных технологий. Только так, сообща, можно создать более безопасную и поддерживающую среду для здорового развития детей и молодежи, принять эту проблему как личную угрозу, ведь на месте затоптанного, избитого ребенка может оказаться и ваш родной человек, сын или внук. Что могут предложить взрослые в искоренении этого явления? Прежде всего пристально вглядеться в мир детей. Помочь им понять, что агрессия не является выходом, и что существуют альтернативные пути разрешения конфликтов. Нужны встречи с психологами, социальными работниками. Здесь для них широкое поле деятельности. Было бы полезным привлечь детей к волонтерству и общественно полезным проектам, чтобы формировать социальную ответственность, закладывая зерна добра и милосердия. Организовать встречи в спецшколах для трудновоспитуемых, чтобы дети могли увидеть, чем может обернуться их желание ударить, пнуть ногой слабого. И что в таких случаях можно предстать перед законом. Родители, специалисты в сфере психологии могут создать среду, в которой дети и подростки будут понимать, что дружба, поддержка и уважение к другим являются основными ценностями. Нет ничего важнее того, чтобы каждый подросток осознавал, что он имеет право на безопасность и поддержку. Чтобы остановить детское насилие, потребуется терпение и слаженная, вдумчивая работа всех без исключения – от семьи, школы до общественных институтов и законодателей. Да, мы живем в эмоционально трудное время. Даже у взрослых порой опускаются руки, чего уж скрывать. Но мы не одни – рядом с нами дети… У казахов есть мудрые слова «Ел боламын десең – бесігіңді түзе». Будущее народа начинается с колыбели. И наша ответственность – не просто дать детям все необходимое, от хлеба насущного до образования. Это значит заложить в них принципы, на которых держится мир. Только так мы сможем сохранить здоровое поколение. И тогда эти годы не станут для них потерянными, ведущими туда, откуда выбраться очень сложно.

Акмарал АБДУЛОВА

Бауыржан ЖҰМАҚАНОВ, Атырау облысының прокуроры: «Елге қызмет – ерге міндет»

– Бауыржан Альбертұлы, əңгіменің əлқиссасын прокуратураның Ата Заңдағы орны...

Конституциялық құқықты сот арқылы қорғау механизмі күшті әрі нәтижелі

Қазақ елі – еркіндік пен егемендік жолында талай ғасыр...

Бірліктің берік тұғыры

Құрметті қазақстандықтар! Сіздерді Қазақстан Республикасы Конституциясының 30 жылдық мерейтойымен шын...

Салық кодексіндегі жаңа жеңілдіктер: ескі көліктердің екінші тынысы

Статистика көрсеткендей, елiмiздiң автопаркiнiң жартысынан астамы осы жеңілдікті пайдалана алады. Әңгіме 11 жылдан асқан көліктер туралы болып отыр. Шыққанына11-20 жыл аралығындағы жеңіл көліктер үшін 30 пайыздық және ескі көліктер үшін 50 пайыздық салық жеңілдігін бекітетін норма құжатта қалды. Кодекс 2026 жылғы 1 қаңтардан бастап күшіне енуі тиіс. Сол кезден бастап жеңілдіктер қолданыла бастайды. Мысалы, 2026 жылдың ақпанында ескі автокөлікті сатқан жағдайда, оның иесіне салықты 2025 жылға дейін ескі мөлшерлеме бойынша (егер ол төленбесе), ал 2026 жылы иелену уақытында жаңа, төмендетілген мөлшерлеме бойынша төлеу қажет болады. ҚР Ұлттық статистика бюросының есебіне сәйкес, 2025 жылғы 1 мамырдағы жағдай бойынша Қазақстанда барлығы 6 175 955 көлік құралы тіркелген. Оның ішінде жеңіл көліктер саны -...

Мәртебесі биік мемлекеттік мереке

Тұңғыш Конституцияның тарихы 1993 жылдан бастау алады. Қолданыстағы Конституция 1995 жылы...