Действующее законодательство Казахстана выделяет составы транспортных преступлений в отдельную главу, что отражает особую значимость в современных условиях уголовно-правовой охраны безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Любое транспортное средство представляет собой источник повышенной опасности, однако степень и характер этой опасности во многом различаются в зависимости от типа устройства, его мощности, функционального назначения, количества единовременно перевозимых пассажиров и груза. В соответствии со ст. 345 Уголовного кодекса РК нарушение лицом, управляющим автомобилем, троллейбусом, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека, – наказывается штрафом в размере до 160 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 160 часов, либо арестом на срок до 40 суток, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, – наказывается штрафом в размере до двух тысяч МРП либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 600 часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 345 УК, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 345 УК, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет. Непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации конкретных видов механических транспортных средств. При этом имеются в виду все виды механического транспорта, за исключением железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Дополнительным объектом здесь выступают отношения, обеспечивающие жизнь и здоровье граждан либо отношения собственности. Объективная сторона преступления характеризуется тремя обязательными признаками: – деянием (действием либо бездействием), заключающимся в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств; – преступными последствиями, в виде неосторожного причинения средней тяжести вреда здоровью человека, тяжкого вреда здоровью человека, повлекшее по неосторожности смерть человека, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц; – причинной связью между указанным деянием и наступившими последствиями. Отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность установления в действиях лица состава данного преступления. Согласно Закону РК от 4 июля 2003 года № 476-II «Об автомобильном транспорте» под автомобильным транспортным средством определяется единица подвижного состава автотранспорта, включающего автобусы, микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили, троллейбусы, автоприцепы, полуприцепы к седельным тягачам, а также специализированные автомобили (предназначенные для перевозки определенных видов грузов) и специальные автомобили (предназначенные для выполнения различных преимущественно нетранспортных работ). В соответствии с Нормативным постановлением Верховного Суда РК от 29 июня 2011 года № 3 «О практике применения уголовного законодательства по делам об уголовных правонарушениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», субъектом уголовного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 345, 346, 347, 348, 349, 351 УК, признается лицо, достигшее ко времени совершения уголовного правонарушения 16-летнего возраста, управлявшее механическим транспортным средством и допустившее нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Наличие или отсутствие у такого лица водительского удостоверения, равно как знаний и навыков его эксплуатации, на основание уголовной ответственности не влияет. Также с учетом бланкетного характера диспозиций ст. ст. 345, 345-1, 348, 349, 351 УК в постановлении о квалификации деяния подозреваемого, обвинительном акте (протоколе об уголовном проступке, постановлении о применении приказного производства), в приговоре (постановлении) суда судьи указывают, какие конкретно пункты правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств нарушены виновным, а также раскрывают содержание этих нарушений. Нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, которые не состоят в причинной связи с наступившими общественно опасными последствиями (например, отсутствие у водителя в момент дорожно-транспортного происшествия водительского удостоверения), не образуют объективную сторону названных уголовных правонарушений и подлежат исключению из обвинения. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в диспозиции вышеуказанных норм последствий. По ч. 1 ст. 345 УК – это причинение по неосторожности средней тяжести вреда здоровью человека. Ч. 2 данной нормы – по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, по ч. 3 – по неосторожности повлекшее смерть человека, по ч. 4 – по неосторожности повлекшее смерть двух или более лиц. Квалификация данного преступления не изменится и в тех случаях, когда деяние вызвало в совокупности все указанные в ее диспозиции вредные последствия. К примеру, одному потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью, другому – средней тяжести вред здоровью. Для определения степени тяжести причиненного вреда здоровью потерпевшего, на практике назначается судебно-медицинская экспертиза. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде преступной самонадеянности или преступной небрежности. В первом случае виновный предвидит, что в результате нарушения конкретных пунктов правил безопасности движения или эксплуатации транспорта могут наступить определенные в законе вредные последствия, но без достаточных на то оснований легкомысленно рассчитывает на их предотвращение. Во втором случае виновный не предвидит возможность наступления этих последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть. Анализ судебной практики показывает, что нарушение правил дорожного движения чаще всего выражается в превышении скорости, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда перекрестков, выезде на встречную полосу движения, неподчинении сигналам светофора и другие. Резюмируя, можно с уверенностью сказать, что причинами несоблюдения Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, являются личная недисциплинированность и безответственное отношение к выполнению своих профессиональных и должностных обязанностей как самими водителями, так и работниками служб управления и обеспечения безопасной работы, неудовлетворительное содержание и ремонт техники, нарушения правил обслуживания транспорта. Поэтому при предупреждении аварийности транспорта важно использовать все имеющиеся средства и методы правового воздействия.

главный специалист отдела
по праворазъяснительной работе
и оказанию юридических услуг
Департамента юстиции
Костанайской области