БОЛЕЕ 700 УЧАСТНИКОВ ИЗ 15 СТРАН, ДЕСЯТКИ СПИКЕРОВ, КЛЮЧЕВЫЕ ФИГУРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ МЕДИАИНДУСТРИИ, ГРОМКИЕ ИНИЦИАТИВЫ И ОСТРЫЕ ТЕМЫ – II ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИЙ МЕДИАФОРУМ СТАРТОВАЛ В СТОЛИЦЕ КАЗАХСТАНА, СТАВ НЕ ПРОСТО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВСТРЕЧЕЙ, А ПЛАТФОРМОЙ ДИАЛОГА О БУДУЩЕМ ВСЕГО РЕГИОНА.
Официальное открытие форума ознаменовалось рабочей встречей министров информации стран Центральной Азии, где обсуждались вызовы цифровизации, вопросы информационной безопасности, развитие креативных индустрий и гуманитарное сотрудничество. Главным фокусом стало выстраивание устойчивого информационного пространства и совместное реагирование на вызовы эпохи. Министр культуры и информации РК Аида Балаева открыла форум, подчеркнув его значимость как площадки единого информационного фронта. – Форум стал уникальной площадкой, где мы можем вырабатывать единые подходы. Казахстан поддержал инициативу по созданию совместного центральноазиатского телеканала и подготовке телепередач, рассказывающих о потенциале региона, дружбе народов и нашей общей истории, – подчеркнула глава ведомства. Среди инициатив, озвученных министром – создание Академии журналистики Центральной Азии, запуск телепроекта «Наши люди», учреждение ЦентральноАзиатской премии в области журналистики, организация телемоста на праздник Наурыз, а также продвижение контента региона на международных платформах. – В целом на форуме запланировано проведение мастер-классов от Euronews, CNN, Яндекс, которые, считаю, будут очень полезными. Поэтому призываю коллег принять активное участие, – добавила Аида Балаева.
В своем выступлении Генеральный директор Atameken Business Канат Сахария напомнил, что вопрос баланса в региональных медиапроектах является ключевым. – Чтобы избежать перекосов, при создании центральноазиатского медиаресурса важно с самого начала сесть за стол переговоров и договориться о принципах управления, чтобы каждая страна региона действительно чувствовала себя равноправным участником этого проекта, – подчеркнул Канат Сахария. Сила человеческого голоса в цифровую эпоху – один из центральных посылов форума. Креативный директор CNN International Commercial Иэн Макдональд подчеркнул уникальность творчества журналистов, с точки зрения замены его искусственным интеллектом. – Со стороны кажется, что выпуск новостей – это быстрый и гладкий процесс. Но на самом деле за этим стоит огромная команда, работающая круглосуточно, чтобы создавать контент мирового уровня. ИИ – мощный инструмент, но без журналистского чутья не обойтись. В этом процессе всегда должен быть человек, чтобы гарантировать достоверность. ИИ может работать только с тем, что уже знает. Настоящее журналистское творчество требует способности выходить за рамки шаблонов, – считает зарубежный эксперт. В свою очередь главный редактор Euronews по Ближнему Востоку, Центральной Азии и Южному Кавказу Джейн Уизерспун не только подтвердила запуск регионального офиса в Астане, но и дала ряд рекомендаций. – Когда я впервые увидела статистику, была поражена масштабами Казахстана. Ваша страна по площади сопоставима со всей Европой. Здесь столько уникальных историй, которые заслуживают внимания, – отметила спикер. О будущем журналистики она говорит с верой в профессию, также отметив, что нейросети не заменят журналистов. – Да, ChatGPT может написать новость, но он всего лишь помощник. Мы обязаны быть предельно внимательными, чтобы вы, получая новости на экране телевизора или в смартфоне, были уверены – перед вами честная и проверенная информация, – уточнила она. О том, что форум станет важной платформой для развития межкультурного диалога и взаимопонимания в регионе, подчеркнул в своем выступлении директор Агентства информации и массовых коммуникаций при администрации президента Узбекистана Асаджон Ходжаев. – Если мы не будем на системной основе работать и доводить до молодежи наши посылы и объективную информацию — за нас это сделают другие, – сказал он. О значении информации в эпоху глобальных перемен напомнил исполнительный директор Агентства развития медиа Азербайджана Ахмед Исмайлов. – Сегодня мы стоим на пороге серьезных глобальных вызовов — технологи ческих, политических, социальных. В таких условиях информация становится не просто источником знаний, но мощным инструментом влияния, – сказал он. Об общей истории, объединяющей страны центральноазиатского региона напомнил заместитель министра культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызстана Марат Тагаев.
– Общая история и культурное наследие служат прочной основой для воспитания молодежи, укрепления дружбы и взаимопонимания между народами, – считает он. Форум ознаменовался рядом соглашений и меморандумов, в том числе по созданию единой медиаплатформы «Central Asia», увеличению объема совместной телепродукции, формированию креативного хаба для молодежи и организации тематических телепроектов. Планируется также участие стран региона на международной выставке MIPCOM с единым брендом «Central Asia», где будет презентован медиаконтент региона глобальным дистрибьюторам. Как подчеркнули делегаты и участники мероприятия, Центрально-Азиатский медиафорум в Астане — это не просто деловая встреча, а манифест единства, ответ на вызовы цифровой эпохи и заявка на глобальное присутствие.
Подготовила Линара САКТАГАНОВА г. Астана