Всем известно, что еще В 2008 году Казахстан ратифицировал международную конвенцию по защите прав инвалидов, в 2016-м — конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования. В 2020 году казахстанские школы стали инклюзивными, поскольку, согласно национальному законодательству, всем казахстанцам гарантирована доступность образования. Как это реализуется на практике сегодня?
Некоторые читатели постарше должно быть помнят, как одноклассников, имеющих проблемы в обучении, отсаживали на задние парты, старались не замечать, в лучшем случае – давали им задания «полегче». Потом наступила эпоха коррекционных классов, домашнего обучения и тому подобных экспериментов, якобы призванных облегчить жизнь детям с особенностями, но на самом деле запиравших их в социальной изоляции. Времена изменились, в нашей стране активно развивается инклюзивное образование. Кратко напомним его основные постулаты. Инклюзивное (французское слово inclusif – включающий в себя, от латинского include – заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. То есть, инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений. Существует восемь принципов инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. Все люди нуждаются друг в друге; 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. С соблюдением этих постулатов и применением инновационного творческого подхода еще с 2016 года в Алматы работает Центр социальных инклюзивных программ, где обучаются дети с особыми потребностями. Салтанат Мурзалинова-Яковлева, руководитель Центра, является одним из пионеров инклюзии в Казахстане, поясняет задачи работы так: обратить внимание на проблемы детей с особенностями и оказать содействие развитию в социуме терпимости и сопереживания к ним. Инклюзия и социализация В Центре есть учащиеся с задержками физического и ментального развития, в том числе с диагнозами аутизм и ДЦП. Им сложно обучаться в обычной школе, где они становятся изгоями, при этом далеко не у всех родителей есть средства на частных педагогов с дополнительным дефектологическим образованием. Таким образом, занятия в Центре являются лучшим выходом в этой ситуации. Самое главное, и это отмечают психологи во всем мире, в процессе инклюзивного обучения социализация происходит намного быстрее. Дети находят новых друзей, адаптируются в социуме, да к тому же, с подачи педагогов и тьюторов, содействуют обучению своих ровесников с проблемами в физическом и ментальном развитии. Важная особенность инклюзии – в классах с учениками занимается отдельный специалист – тьютор. По возможности, за каждым из особенных школьников закрепляется индивидуальный помощник до тех пор, пока ему необходимо сопровождение. Кстати, одной из задач данного Центра является подготовка тьюторов, которые могли бы в будущем сотрудничать с другими школами. Дело в том, что хотя с 2020 года в Казахстане все школы перешли на формат инклюзивного обучения, в некоторых начали работать кабинеты психолого-социологической поддержки. Однако, психологическая служба в системе среднего образования была и раньше, к тому же на ориентированная на сопровождение учебного процесса нормотипических детей, сейчас необходима централизованная подготовка специалистов несколько другого плана. – Тьюторы подразделяются по различным направлениям – в зависимости физических или умственных возможностей детей. Соответственно, учителю будет намного легче вести образовательный процесс при условии тьюторского сопровождения. Ведь детям и подросткам с особенностями в развитии нужно гораздо больше внимания со стороны педагогов и тьюторов, а в коллективе из 30 и более детей уделить его, например, ребенку с аутизмом практически нереально, – поясняет психолог и психотерапевт, автор методик личностного развития Анель Садыкова. Как считает Салтанат Мурзалинова-Яковлева, система централизованной подготовки тьюторов вне школ обеспечит их независимость, а обучение особенных детей в малокомплектных классах намного ускорит внедрение инклюзивного образования. – Профессиональный помощник поможет реабилитировать и социализировать детей с ограниченными возможностями намного быстрее и эмоционально комфортнее, ведь у него есть специальная подготовка. В будущем особенный ребенок с большей вероятностью сможет самостоятельно применять полученные навыки, став равноправным членом общества, – говорит она. Конечно, существует и ряд проблем: не хватает специалистов, нет четких подходов для работы с детьми с различными диагнозами. Как не раз отмечала и писала в социальных сетях Салтанат Мурзалинова-Яковлева, сейчас почти все функции тьюторов переложены на педагогов, с которых также требуют и ведение документации. – Во всем мире такой практики нет. В обязанности учителей не входит сопровождение детей с особенностями развития. Это задача тьюторов, ассистентов. К примеру, дети с аутизмом – огромная категория. И когда в школу пришел обученный человек, показал, как именно надо взаимодействовать, и ученикам, и учителям, и родителям не будет страшно работать совместно с такими детьми. Тем не менее, именно педагоги несут ответственность. Даже за отсутствие документально оформленных методик, ведь с них эти бумажки требуют, – говорит она. Сотрудники центра и родители не отчаиваются и создают собственные варианты работы, когда сами мамы и папы включаются в программу и становятся тьюторами. И, конечно, им вдвойне отрадно видеть, как их дети с диагнозами аутизм, ДЦП и многими другими, учатся и развиваются при поддержке нормотипических ровесников, когда психологическое и эмоциональное состояние стремительно улучшается. Следует помнить, что в сфере инклюзивного образования нет и не может быть универсальных принципов работы. Его особенность именно в индивидуальном подходе. Международная практика Как рассказывает руководитель ЦСИП Салтанат Мурзалинова-Яковлева, в развитых странах особенные дети действительно являются равноправными членами общества. Для них со стороны государства созданы максимально комфортные условия: пандусы, лифты, входы в здания, автомобили – все, с чем сталкивается человек в обычной жизни, приспособлено и для людей с ограничениями. – Мы активно сотрудничаем с коллегами из разных стран, перенимаем их методики, интересные и эффективные подходы. Разговариваем со специалистами из США, активно общаемся с Болгарией, с Грузией, где спокойно воспринимают людей с особенностями. Для них нет разницы, здоров человек или ограничен в чем-либо, – говорит эксперт. Благодаря такому знакомству с международной практикой в сфере инклюзии, в работе центра появился спортивный элемент, коллективные развивающие координацию и пластику игры. Помимо других важных проектов, организован летний инклюзивный лагерь, где на данный момент проведены три сезона – два дневного пребывания и даже один выездной. Отдыхали в лагере ребята 50 на 50 – особенные и обычные, при этом старшеклассники выполняли роли ассистентов, заранее пройдя обучение по командным формам работы. Все дети и подростки получили огромное удовольствие и множество впечатлений от инклюзивного отдыха, а некоторые даже задумались о своем дальнейшем образовании и будущей профессиональной деятельности. Так что, возможно, в ближайшем будущем в Казахстане появится гораздо больше тьюторов, психологов и других специалистов по работе с особенными детьми. Создание новых возможностей Каждый день на своих страницах в социальных сетях Салтанат Мурзалинова-Яковлева делится с читателями и подписчиками своими мыслями, надеждами и мечтами. – Миссия нашего фонда – создание множества возможностей для того, чтобы семьи с особенными детьми могли посещать различные досуговые центры, развлекательные мероприятия, образовательные учреждения. В общем, чтобы инклюзия стала нормой для всего общества, а не для некоторой его части. Но, чтобы создавать эти активности, а затем их поддерживать, необходимо колоссальное количество ресурсов. В связи с этим, мы создаем модели – модель школы, модель инклюзивных интенсивов, модель инклюзивных концертов. Таким образом, это интенсивное, а не экстенсивное развитие. А дальше ждем активистов, которые могут эту модель взять и применить, адаптировав под себя. Еще мы делимся наработанным опытом, проводя тренинги и воркшопы, – рассказывает она. Очень важно по мнению эксперта следующее: инклюзия не должна ассоциироваться с жалостью, потому что это крайне неустойчивая форма для развития. Когда бизнес поддерживает инклюзию, он поддерживает креативность, эмпатию, социально-эмоциональный интеллект. Бизнес тогда вкладывается в развитие общества, и поэтому, как считает Салтанат МурзалиноваЯковлева, это становится историей про КСО – корпоративно-социальную ответственность, у которой большое будущее. – Говорят, начинать вводить инклюзию надо со школы, а возможно – и с детского сада. А возможно и еще раньше – с воспитания родителей. Яйцо или курица – вопрос риторический. Поэтому мы решили его не муссировать, а просто создавать различные инклюзивные активности. Сейчас у нас работают несколько небольших, но красивых и устойчивых инклюзивных проектов: ProBARISTA Academy+inclusion Школа искусств Balamishka, вместе с которой мы работаем с детьми с особенностями в музыкальных и иных творческих направлениях. Есть еще и Школа «Инсайт», принципы которой – «Обычная программа в необычном исполнении» , где главными ценностями являются поддержка каждого на пути его развития. И при этом – командность и эмпатия. В дальнейшем есть еще планы, и мы ждем неравнодушных людей, которые заинтересуются и захотят принять участие в их воплощении, – говорит Салтанат МурзалиноваЯковлева.
Диас ЭМИР