В Шымкенте состоялось уникальное культурное событие – международный фестиваль «Цифровая осень», организованный Французским институтом, агентством Less Media Group, Посольством Франции в Республике Казахстан и галереей современного искусства «КЖВ».
Программа фестиваля была насыщенной и разнообразной, предлагая гостям воочию увидеть передовые французские произведения в жанре виртуальной реальности. В их числе и знаменитая интерактивная фреска «Страшный лес», в которой группе молодых художников, музыкантов и программистов из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и России под руководством французской художницы Элли Олдман удалось соединить искусство, музыку и технологии на создание монументального цифрового арт-объекта. Особенность работ, показанных на данном фестивале, в том, что в отличие от традиционных выставок, где зритель является пассивным наблюдателем, здесь он становится частью произведения, что позволяет ему проживать историю. Тема фестиваля – «Погружение» (Immersion), как нельзя лучше отражает его суть: зритель с помощью очков виртуальной реальности оказывается внутри повествования, ощущая его атмосферу и взаимодействуя с художественным пространством. Фестиваль предоставил жителям города уникальную возможность прикоснуться к передовым тенденциям в современном искусстве, которые обычно представлены в мировых культурных столицах. Зарубежные организаторы не просто привезли в Казахстан новые технологические разработки, но и выступили в роли культурного моста, соединяющего французское цифровое творчество с аудиторией Центральной Азии, демонстрируя, как технологии могут служить универсальным языком искусства. Проект имеет некоммерческую направленность и призван показать, что виртуальная реальность – это не только игры, но и серьезное искусство, открывающее новые способы самовыражения. Это особенно важно для местных художников, ищущих новые формы и медиумы для своего творчества. Фестиваль стал частью культурного диалога, показав растущий интерес города к цифровым инновациям и их интеграции в культурный контекст. «Цифровая осень» органично вписалась в этот тренд, укрепляя имидж Шымкента как развивающегося культурно-технологического центра, став не просто ярким событием в культурной афише, но и настоящим прорывом в понимании современного искусства. Продемонстрировав синтез технологий и визуальной эстетики, он показал, что искусство будущего – это диалог, в котором зритель является активным участником. Завершив свой осенний маршрут в Шымкенте, фестиваль оставил после себя не только воспоминания об «оживших» картинах, но и стал важным прецедентом, открывающим дорогу к самым актуальным и перспективным направлениям в мировой культуре.
Ерден ОМАР


