В Казахстане сегодня воплощается множество проектов по поддержке людей с особенностями в физическом и ментальном развитии. При этом наибольшую эффективность демонстрируют проекты, стартовавшие и работающие при поддержке государства и неправительственного сектора.
Широко известный в стране проект «Школа независимой жизни» нацелен на интеграцию молодых людей с инвалидностью в социум, а также построение инклюзивного общества в стране. Здесь молодежь получает помощь в преодолении страхов и неуверенности, связанных с инвалидностью, они работают над повышением самооценки и привитием навыков планирования и принятия решений в собственной жизни. Одним из инициаторов этого и других проектов по поддержке людей с инвалидностью является Ляззат Калтаева, создавшая общественную организацию «Ассоциация женщин с инвалидностью «Шырақ» более 20 лет назад.
Кроме того, именно по ее инициативе в нашей республике открылся и центр социальной поддержки лиц с инвалидностью TenQogam. В рамках данного проекта опытные юристы консультируют людей по интересующим их вопросам. Профессиональную поддержку оказывают также психологи и социальные работники. Как поясняет сама Ляззат Калтаева, ставшая в 2022 году депутатом Сената Парламента РК, в этих проектах люди получают практические навыки для того, чтобы, когда они придут, как соискатель на рабочее место, они могли сами начать зарабатывать. Для многих людей с инвалидностью самая большая проблема — это очень узкий и специфичный социальный опыт, они нуждаются в полной социализации, безбарьерном общений. Отметим также, что Ляззат Калтаева привнесла многое в процесс снятия стигмы с людей, имеющих особенности в физическом или психическом плане. Она не раз отмечала, что само слово «инвалид» имеет весьма негативную окраску: invalid — недействительный, обесцененный, поэтому его не следует использовать. Однако, чем его заменить? Да, выражение «люди с ограниченными возможностями» является удобоваримой попыткой смягчить, но все же неточной. Как считает Ляззат Молдабековна, ограниченные возможности есть у всех людей в разный период жизни, в разных обстоятельствах. Беременная женщина, которая 9 месяцев не поднимает тяжелые предметы, имеет ограничения, пожилой человек — в силу своего возраста и здоровья. Термин «люди с особыми потребностями», по ее мнению, также звучит несколько двусмысленно, потому что, как она пошутила в одном из интервью, «допустим, у меня могут быть особые потребности ездить на коляске, инкрустированной кристаллами Сваровски, или иные «особые» потребности. Но, все мы обычные люди, поэтому нужно использовать принцип, что любой из нас, в первую очередь, — человек. Поэтому нужно сначала называть человека по имени, по его должности, например, телеоператор с нарушениями или какой-то инвалидностью. В моем случае — депутат и так далее».
Таким образом, в любом случае необходимо ставить во главу угла личность человека. А значит, и все, что связано с его правами и потребностями, разъяснениями этих вопросов как раз-таки и занимается вышеупомянутый проект «Школа независимой жизни». Кстати, сейчас, в последний месяц лета, проект вновь встречает своих участников. Отметим, что уже несколько лет эти встречи проходят при поддержке управления занятости и социальных программ г. Алматы. Напомним, социальный проект, задуманный и реализованный общественным объединением «Ассоциация женщин с инвалидностью «Шырақ», призван помогать людям с инвалидностью в преодолении жизненных трудностей. Особенностью проекта является то, что тренерами в нем выступают сами лица с инвалидностью, преодолевшие житейские проблемы и ставшие для многих примером стойкости и жизнелюбия. Семь дней в горном пансионате в предгорье Заилийского Алатау включают в себя знакомство с понятием «права человека» и вопросы применения этих прав в своей жизни. Также в «Школе независимой жизни» изучаются основы недискриминации личности, вопросы человеческого разнообразия и равенства, особенности раскрытия творческого потенциала, формирования лидерских качеств и критического мышления. Кроме того, участники проекта проходят мастер-классы на базе учебного центра социальной поддержки в г. Алматы. Как отмечают тренеры, участвующие в этом социальном проекте, многие выпускники «Школы независимой жизни» не только поступили и выучились в престижных учебных заведениях, но и создали полноценные семьи, где обрели любовь и счастье, воспитывая детей. Самое главное, эти сильные духом люди стали еще увереннее в себе, найдя свое достойное место в жизни.
Алина МАЛИНИНА