12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

ОБРЕСТИ ВЕРУ В СЕБЯ

В Казахстане сегодня воплощается множество проектов по поддержке людей с особенностями в физическом и ментальном развитии. При этом наибольшую эффективность демонстрируют проекты, стартовавшие и работающие при поддержке государства и неправительственного сектора.

Широко известный в стране проект «Школа независимой жизни» нацелен на интеграцию молодых людей с инвалидностью в социум, а также построение инклюзивного общества в стране. Здесь молодежь получает помощь в преодолении страхов и неуверенности, связанных с инвалидностью, они работают над повышением самооценки и привитием навыков планирования и принятия решений в собственной жизни. Одним из инициаторов этого и других проектов по поддержке людей с инвалидностью является Ляззат Калтаева, создавшая общественную организацию «Ассоциация женщин с инвалидностью «Шырақ» более 20 лет назад.

Кроме того, именно по ее инициативе в нашей республике открылся и центр социальной поддержки лиц с инвалидностью TenQogam. В рамках данного проекта опытные юристы консультируют людей по интересующим их вопросам. Профессиональную поддержку оказывают также психологи и социальные работники. Как поясняет сама Ляззат Калтаева, ставшая в 2022 году депутатом Сената Парламента РК, в этих проектах люди получают практические навыки для того, чтобы, когда они придут, как соискатель на рабочее место, они могли сами начать зарабатывать. Для многих людей с инвалидностью самая большая проблема — это очень узкий и специфичный социальный опыт, они нуждаются в полной социализации, безбарьерном общений. Отметим также, что Ляззат Калтаева привнесла многое в процесс снятия стигмы с людей, имеющих особенности в физическом или психическом плане. Она не раз отмечала, что само слово «инвалид» имеет весьма негативную окраску: invalid — недействительный, обесцененный, поэтому его не следует использовать. Однако, чем его заменить? Да, выражение «люди с ограниченными возможностями» является удобоваримой попыткой смягчить, но все же неточной. Как считает Ляззат Молдабековна, ограниченные возможности есть у всех людей в разный период жизни, в разных обстоятельствах. Беременная женщина, которая 9 месяцев не поднимает тяжелые предметы, имеет ограничения, пожилой человек — в силу своего возраста и здоровья. Термин «люди с особыми потребностями», по ее мнению, также звучит несколько двусмысленно, потому что, как она пошутила в одном из интервью, «допустим, у меня могут быть особые потребности ездить на коляске, инкрустированной кристаллами Сваровски, или иные «особые» потребности. Но, все мы обычные люди, поэтому нужно использовать принцип, что любой из нас, в первую очередь, — человек. Поэтому нужно сначала называть человека по имени, по его должности, например, телеоператор с нарушениями или какой-то инвалидностью. В моем случае — депутат и так далее».

Таким образом, в любом случае необходимо ставить во главу угла личность человека. А значит, и все, что связано с его правами и потребностями, разъяснениями этих вопросов как раз-таки и занимается вышеупомянутый проект «Школа независимой жизни». Кстати, сейчас, в последний месяц лета, проект вновь встречает своих участников. Отметим, что уже несколько лет эти встречи проходят при поддержке управления занятости и социальных программ г. Алматы. Напомним, социальный проект, задуманный и реализованный общественным объединением «Ассоциация женщин с инвалидностью «Шырақ», призван помогать людям с инвалидностью в преодолении жизненных трудностей. Особенностью проекта является то, что тренерами в нем выступают сами лица с инвалидностью, преодолевшие житейские проблемы и ставшие для многих примером стойкости и жизнелюбия. Семь дней в горном пансионате в предгорье Заилийского Алатау включают в себя знакомство с понятием «права человека» и вопросы применения этих прав в своей жизни. Также в «Школе независимой жизни» изучаются основы недискриминации личности, вопросы человеческого разнообразия и равенства, особенности раскрытия творческого потенциала, формирования лидерских качеств и критического мышления. Кроме того, участники проекта проходят мастер-классы на базе учебного центра социальной поддержки в г. Алматы. Как отмечают тренеры, участвующие в этом социальном проекте, многие выпускники «Школы независимой жизни» не только поступили и выучились в престижных учебных заведениях, но и создали полноценные семьи, где обрели любовь и счастье, воспитывая детей. Самое главное, эти сильные духом люди стали еще увереннее в себе, найдя свое достойное место в жизни.

Алина МАЛИНИНА

Түркістанда ұрланған көлік Алматыдан табылды

Түркістан қалалық полиция басқармасының қызметкерлері автокөлік ұрлығына қатысы бар...

Алматы облысында Түркиядан келген дәрігерлер пациенттерді қабылдады

Түркиядағы Medicana Health Group клиникасының профессорлары Облыстық балалар клиникалық...

Pеспублика күні — тәуелсіздік пен бірліктің символы

Қазақстан Pеспубликасының күні – еліміздің тарихындағы ерекше  маңызға ие...

Защита детей от киберугроз

В современном мире интернет стал неотъемлемой частью жизни детей...