История шестая о том, как в степи зарождалась мысль.
Еще до того, как великий Эйнштейн открыл свою теорию относительности, наши далекие предки-скифы буквально на пальцах обьясняли суть времени и пространства. Так вот, седой и немощный аксакал, скажем, скиф по происхождению, сидя в окружении чумазых сорванцов, философствовал: – Когда я был совсем маленький, голова из люльки не показывалась, то степь казалась мне бескрайней, обширной. Словом, без границ. – здесь аксакал прутиком чертил вокруг себя большой круг, – А время, наоборот – замедленное. Вот, смотрите, внутри большого круга маленький кружок. Когда я вылез из люльки, то время стало идти быстрее, так? – А когда вы стали ходить, – подал голос самый маленький из сорванцов, – то время…. Здесь на более продвинутого пацаненка накинулись старшие товарищи, кто-то звонко надавал шалбанов, чтобы, значит, не дерзил старшим. Это сурово каралось законами степи. Но старик не придал этому значения по скудости слуха и зрения. – Итак, чем взрослее становился я, тем время для меня шло быстрее. Соответственно, и степь, то бишь пространство, расширяла свои горизонты. – Минуточку… не унимался пытливый детский ум. Но его тут же тумаками «успокоили» молодые дикари. – Вот только один парадокс. Гениальный! Когда оседлал молодого жеребца и поскакал по широкой степи, то время для меня будто стало идти медленнее. Казалось бы, что оно должно идти быстрее, как при пешем ходе. Но нет, замечаю, оно стало идти медленнее. Чудеса, однако. Если исходить из этой логики, то коли ты всю жизнь будешь скакать на коне, то можно продлить время жизни. Вот я о чем думаю. Чем дольше сидишь на одном месте, тем короче становится твоя жизнь. Хорошо сказал, сукин я сын! Есть среди вас кто-нибудь, кто знает грамоту, пусть даже китайскую? Недоросли молча переглянулись, пожав худенькими плечиками. – Нет? Я всегда говорил, что только грамота приведет кочевников к цивилизации. А как бы звучала моя только что высказанная философская мысль: «Чем дольше сидишь на одном месте, тем короче становится твоя жизнь». Глядишь, кто-нибудь из моих потомков потом напишет роман «Дольше века длится сидень». Ну это уже из области, так сказать, фантастики… Так, о чем была моя лекция? А-а! О времени и пространстве. Все течет, как говорят современные философы, все меняется. Вот сижу я сейчас перед вами, балбесами, шелохнуться не могу. Время для меня замедлилось, пространство сузилось до границ моего скудного зрения. Эхма! Старость, как говорится, не в радость. Так что, мои юные друзья, все в этом паршивом мире относительно. Вы сейчас толпитесь возле меня, старика, в носах ковыряете. А спустя время разбежитесь в разные стороны, как стригунки. Но помните, что все приходит на круги своя. Действительно, чумазые пацанята слушали, не переча аксакалу, как того требовали степные обычаи, но мало кто вникал в суть всего сказанного. Когда все слушатели разбежались, возле старика остался пытливый мальчуган с наголо бритой головой. Он приблизился к задремавшему старику и сказал: – О мудрейший! Если я вас понял, то этак лет через 50-60, Аллах даст, я буду сидеть на вашем месте. А какой-то сорванец, вроде меня, будет слушать мои лекции? Так ведь? В этом, как я понял, и заключается теория вашей относительности. А время и пространство – это общие рассуждения, С тех пор в степи зародилась философская мысль. Точнее, философия кочевого народа. Кто автор? Да какая нам разница. Главное, что она зародилась.
Сая ИССА (Продолжение следует).


