12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

О СОКРАЩЕНИИ КОЛИЧЕСТВА ВОЗВРАЩЕННЫХ ИСКОВ

В Административном процедурнопроцессуальном кодексе РК в отличие от Гражданского процессуального кодекса РК нет таких институтов как отказ в принятии иска, прекращение производства по делу, оставление иска без рассмотрения. В административном судопроизводстве предусмотрены только два процессуальных решения суда: возврат иска и вынесение решения по существу спора.

Согласно статистическим данным за 2023 год в СМАС Актюбинской области поступило 1 007 исков, возвращено 465 исков, что составляет 46 процентов от общего числа поступивших исков. Если считать с учетом остатка дел, то удельный вес возвратов составляет 42 процента. Хотелось бы отметить, что 57 процентов, то есть более половины исков возвращены в связи с отзывом иска. В данном случае реализация принципа активной роли суда способствует отзыву иска ввиду урегулирования спора во внесудебном порядке. К примеру, ответчик сам отменяет спорный акт либо производит действия, что приводит к разрешению спора. Отзыв иска зачастую является следствием разъяснения судом перспектив рассмотрения дела. Что касается других оснований возврата, наибольшее количество возвратов имеет место в случае, когде дело не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Такая картина остается неизменной с начала работы суда. Несмотря на разъяснительную работу судей, освещение вопросов подсудности и подведомственности дел административным судам в СМИ и социальных сетях, количество возвратов по данному основанию не уменьшается. К примеру, до сих пор поступают иски, которые подлежат рассмотрению в порядке главы 44 Кодекса РК об административных правонарушениях (несогласие с действиями при составлении протоколов об адмистративных правонарушениях). Вместе с тем, нельзя не отметить, что до настоящего времени на практике возникали вопросы по подведомственности споров административному суду. В частности, при оспаривании актов о назначении проверки, о результатах проверки и предписания об устранении нарушений. По вопросу подведомственности обжалования административных актов сложилась определенная судебная практика. К примеру, положениями ст. 179 Экологического кодекса РК предусмотрена возможность обжалования в судебном порядке акта о результатах проверки. Так, ст. 179 данного Кодекса определяет право субъекта государственного экологического контроля до обращения в суд заявить в апелляционную комиссию ходатайство о рассмотрении жалобы на акт о результатах проверки. Однако данная процедура носит внутриведомственный характер, направлена на предоставление возможности административному органу самостоятельно устранить допущенные при проведении проверки нарушения. П. п. 3) п. 1 ст. 155 Предпринимательского кодекса РК предоставляет субъекту право обжаловать акт о назначении проверки, акт о результатах проверки, предписание об устранении выявленных нарушений и действия (бездействие) должностных лиц государственных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством РК. Вместе с тем, понятие и признаки административного акта и судебная подведомственность споров определяются положениями АППК. Согласно п. 2 ст. 102 АППК судам в порядке административного судопроизводства подсудны споры, вытекающие из публично-правовых отношений, предусмотренных АППК. В соответствии со ст. 4 АППК административный акт – решение, принимаемое адморганом, должностным лицом в публично-правовых отношениях, реализующее установленные законами РК права и обязанности определенного лица или индивидуально определенного круга лиц. Административный акт является основной внешней формой управленческой деятельности адморганов и должностных лиц. Он принимается административным органом в публичноправовых отношениях, имеет властный характер и представляет собой одностороннее решение адморгана, наделенного властными полномочиями, носящее обязательный характер и обеспеченное государственным принуждением, адресованное определенному лицу или индивидуально определенному кругу лиц. Предметом иска является акт, отказывающий в реализации, ограничивающий, прекращающий права участника административной процедуры или возлагающий на него определенные обязанности, а также иным образом ухудшающий его положение. Таким образом, акт о результатах проверки не является административным актом, принятым в публично-правовых отношениях, не налагает какие-либо обязанности на истца, является промежуточным актом, предшествующим вынесению предписания об устранении нарушений. Что касается акта о назначении проверки, он также не подлежит отдельному оспариванию в случае вынесения итогового административного акта, а именно предписания. Все доводы о незаконности проведенной проверки с самого начала могут быть приведены при рассмотрении иска об оспаривании предписания, и им будет дана правовая оценка. В случае, если проверка только назначена, нет ее результатов, акт о назначении проверки может быть оспорен в суде. Считаем, что разъяснительная работа суда по данному вопросу позволит сократить количество возвратов исков.

Женискуль СУЛТАНОВА,
судья СМАС
Актюбинской области

Әдеп кодексінің талаптарын сақтау міндет

Сыбайлас жемқорлықпен күрес мемлекеттік қызметшілерге қатаң талап пен жауапкершілік жүктейді. Мемлекеттік қызметкерлердің әдеп кодексінің талаптарын, сондай-ақ, заңмен белгіленген...

Самый ценный ресурс – здоровье граждан

Парк службы скорой медицинской помощи г. Шымкента пополнился 30...

Личное поручительство в уголовном процессе

В целях обеспечения необходимых условий для успешного расследования и...

Искусственный интеллект и право

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ АКТИВНО ВНЕДРЯЕТСЯ В РАЗЛИЧНЫЕ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,...

Еріктілер кеңесі мүшелері ауладағы қар тазалау акциясына қатысты

«Еріктілер кеңесі» — Мемлекеттік қызмет істері Агенттігінің ұйымдастыруымен құрылған...