12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

О  региональном нормотворчестве

Развитие действующего законодательства и совершенствование правовой системы государства, является одной из ведущих задач органов юстиции, где осуществление государственной регистрации нормативных правовых актов центральных государственных органов и местных органов государственного управления играет важную роль. При этом, основной целью государственной регистрации нормативных правовых актов проводимой органами юстиции по итогам юридической экспертизы  на  соответствие действующему законодательству является недопущение ущемления конституционных прав и свобод граждан.

Следует отметить, что деятельность местных органов государственного управления по принятию НПА неразрывно связана  с развитием законодательства в целом, является одним из этапов реализации законодательных актов.  В целях эффективности действия законов в полной мере необходимо своевременное принятие качественных и юридически грамотно составленных актов местных органов государственного управления, Сегодня региональное  нормотворчество занимает значительное место в системе правового регулирования, поскольку именно на подзаконном уровне принимаются региональные нормативные правовые акты.

За годы независимости государства  проделана большая работа, результат которой позволяет нам быть готовыми к глобальным изменениям и вызовам современных реалий. По итогам проведенных реформ, сформирована развитая модель государственного управления, направленная на улучшение благосостояния населения, наращивание экономического роста и решения ряда вопросов.

Осуществлен процесс разграничения функций и полномочий между уровнями государственного управления в Республике Казахстан, повышении самостоятельности и ответственности центральных и местных исполнительных органов.

За последние годы Министерством юстиции проведена масштабная реформа в сфере государственной регистрации нормативных правовых актов, которая существенно изменила порядок регистрации нормативных правовых актов, действовавший на протяжении трех десятилетий, то есть с момента создания в 1993 году данного института, что позволило повысить качество нормотворчества, в том числе и регионального.

 Так, в рамках реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан» с июля 2018 года Министерством юстиции осуществлен переход к электронной процедуре государственной регистрации ведомственных и региональных нормативных правовых актов всех уровней посредством интранет-портала государственных органов. Также  в целях повышения качества принимаемых нормативных правовых актов на этапе государственной регистрации введена процедура согласования с органами юстиции нормативных правовых актов в проектном виде. Переход к электронной регистрации нормативных правовых актов с введением процедуры согласования в проектном виде позволил исключить необходимость представления на государственную регистрацию нормативных правовых актов в бумажном виде, сократить сроки государственной регистрации с 30 календарных до 5 рабочих дней, а также снизить количество отказов в государственной регистрации принятых нормативных правовых актов.

Немаловажно отметить, что одним из средств обеспечения целостности системы законодательства Республики Казахстан является официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан. Официальное опубликование нормативных правовых актов является обязательным условием их применения.

Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан является официальным источником опубликования нормативных правовых актов в электронном виде. В связи, с чем проведена работа по интеграции системы интранет-портала государственных органов с Эталонным контрольным банком нормативных правовых актов Республики Казахстан, которая позволила автоматически направлять зарегистрированные нормативные правовые акты на официальное опубликование.

Вместе  с этим одним из нововведений, связанных с совершенствованием нормотворческой деятельности местных органов государственного управления  является норма о выведении отдельных нормативных правовых актов из числа подлежащих государственной регистрации. Это акты, разработанные на основании Типовых нормативных правовых актах и не содержащие дополнительные нормы права, а также нормативные правовые решения маслихатов об утверждении или уточнении районных (городов областного значения) бюджетов, бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов. Кроме того, на основании предложений Министерства юстиции постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 июля 2021 года № 460 также утвержден перечень нормативных правовых актов, не подлежащих государственной регистрации в органах юстиции.

Так, в настоящее время в соответствии с указанным постановлением Правительства РК не подлежат государственной регистрации нормативные правовые акты местных органов государственного управления,  имеющие пометки «Для служебного пользования», «Без опубликования в печати», «Не для печати»,  нормы которых регулируют внутриведомственную деятельность и не затрагивают интересы третьих лиц,  о предоставлении подъемного пособия и социальной поддержки для приобретения или строительства жилья специалистам в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, спорта и агропромышленного комплекса, государственным служащим аппаратов акимов сел, поселков, сельских округов, прибывшим для работы и проживания в сельские населенные пункты, об утверждении схем пастбищеоборотов,  об утверждении плана по управлению пастбищами и их использованию. по установлению публичных сервитутов; по утверждению правил о порядке и условиях размещения наружной (визуальной) рекламы на открытом пространстве за пределами помещений в населенных пунктах, в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования, на открытом пространстве за пределами помещений вне населенных пунктов и вне полосы отвода автомобильных дорог общего пользования, разработанных на основании нормативного правового акта уполномоченного центрального государственного органа и не содержащих дополнительных норм права,  по утверждению объемов трансфертов общего характера между областным бюджетом и бюджетами районов, городов.

Таким образом, принимаемые меры в первую очередь позволяют  оперативно разрешать насущные вопросы общества,  соответствовать  политике государства по формированию компактного и эффективного государственного аппарата. Немаловажно отметить, что 13 апреля т.г. Президентом подписан Указ «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата». Ключевыми принципами дебюрократизации определены приоритет сущности над формой, цифровизация по умолчанию, управленческая ответственность, непрерывное совершенствование, оптимальность регламентации.

Указом предусмотрен комплекс системных и прикладных мер, реализация которых обеспечит ускорение принятия решений в госаппарате, повышение самостоятельности и персональной ответственности первых руководителей госорганов, сокращение документооборота и отчетности. В частности, для ускорения реализации возложенных задач государственные органы будут наделены правом принятия нормативных правовых актов без избыточной конкретизации своих функций на законодательном уровне.

На основе комплексного реинжиниринга будет обеспечено сокращение сроков и этапов нормотворческого и бюджетного процессов в два раза. Наряду с этим предусматриваются систематизация и автоматизация ведомственной отчетности; введение запрета для госорганов запрашивать сведения, содержащиеся в информационных системах; отмена бумажного визирования и полистного парафирования документов; делегирование полномочий на уровень среднего управленческого звена; обеспечение руководителей госорганов инструментами и условиями для дистанционной работы и др. Важнейшее значение в работе по дебюрократизации имеет цифровая трансформация и системный реинжиниринг всех сфер государственного управления. Основным бенефициаром этой работы станут граждане. Кроме того, меры, заложенные в Указе, позволят разгрузить государственных служащих от излишних процедур и процессов, не влияющих на конечный результат, а также обеспечат нацеленность госаппарата на эффективную реализацию политических и экономических реформ Главы государства.

Таким образом, с учетом  проводимых реформ  совершенствуется и национальное законодательство.

Сот жүйесіндегі жаңа технологиялар

Сот жүйесін жаңартуға бағытталған жаңашылдықтар жүйелі жүзеге асып, соттар заманауитехнологиялармен жұмыс жасауды кеңінен қолға алды. Соңғы жылдары сот жүйесі заманауи ақпараттық технологиялар арқылы электронды...

Неке-отбасылық қатынастарынан туындайтын даулар артуда

Расында, өкінішке орай қазіргі таңда неке-отбасылық қатынастарынан туындайтын даулар...

Құқықтық ликбез — соттан тыс банкроттық

2023 жылғы 3 наурыздан бастап «Қазақстан Республикасы азаматтарының төлем...

Ата Заң – тәуелсіздік тірегі

Тәуелсіздігіміздің тірегіне, азаттығымыздың алтын тамырына айналған Ата заңның қолданысқа...

Соблюдение этических норм – основа независимости судьи

Принятие Кодекса этики судей имеет большое значение для судебной...