Агентством по делам государственной службы и его территориальными подразделениями реализуется государственная политика в сфере госслужбы. Территориальные Департаменты на местах мониторят работу местных и территориальных органов в части соблюдения ими законодательства о госслужбе для выявления причин, послуживших основанием для принятия неправомерных решений государственными органами, исключения недостатков в их деятельности и минимизации совершения нарушений. Как показал мониторинг, в основном, допускаемые нарушения носят организационный характер.
К примеру, Департаментом по делам госслужбы за 2024 год проведено порядка 30 проверок, в ходе которых выявлено свыше 500 нарушений в сфере государственной службы
Обычно нарушения допускаются при разработке должностных инструкций, ведении службой управления персоналом послужных списков, обеспечении соблюдения требований по гарантиям и компенсациям государственным служащим при командировках.
Результаты проведенного анализа показали, что государственные органы допускают нарушения при проведении конкурсов на занятие вакантных административных государственных должностей и рассмотрении дисциплинарной ответственности госслужащих.
Кроме того, встречаются еще случаи, когда государственными органами не соблюдаются требования законодательства, связанные с соблюдением режима рабочего времени госслужащих, что приводит к поступлению обоснованных жалоб в уполномоченные органы.
Несоблюдение ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе, несоблюдение антикоррупционных ограничений лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, в части регистрации последних в качестве индивидуальных предпринимателей, что образует состав административного коррупционного правонарушения в действиях уполномоченного лица, имеющего право на назначение и освобождение; неправомерные премирование государственных служащих, которые на момент премирования имели не снятое дисциплинарное взыскание, находились на испытательном сроке либо проработали в государственном органе менее одного месяца — все это круг нарушений, допускаемых государственными органами.
Также, встречаются факты несоблюдения налогового законодательства в части несвоевременного предоставления деклараций, создание конкурсной комиссии лицом, не обладающим на это специальными полномочиями.
Анализ проведенных проверок показал о встречающихся случаях утверждения квалификационных требований лицом, не имеющим на это право.
В таких случаях велика роль со стороны уполномоченных по этике, поскольку отсутствие должной профилактической работы часто приводит к снижению уровня этичности со стороны госслужащих, что способствует возникновению коррупционных рисков.
Каждое допускаемое нарушение можно разделить по сферам: в сфере поступления на государственную службу, ее прохождения, в сфере дисциплинарной практики и других направлениях, в которых нарушаются как права и интересы граждан, так и самих государственных служащих (социальная защита прав госслужащих).
За все допущенные нарушения виновные лица, в рамках законодательства, понесли соответствующее наказание. В то же время, наказание не должно являться основным инструментом воздействия на госслужащих — мы стремимся к обучению служащих определенным навыкам работы, привитием ответственности, чтобы впредь не допускались подобные нарушения.
Все перечисленные вопросы явились предметом рассмотрения на очередном заседании Совета по этике. В ходе обсуждения, государственным органам, часто допускающим перечисленные и иные нарушения в сфере госслужбы, внесены детальные рекомендации, направленные на недопущение впредь нарушений и исключение фактов поступления обоснованных жалоб от граждан.
Автор: руководитель департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по г.Алматы Әлімхан Шынарай