12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕБНОЙ
СИСТЕМЫ

Приоритетным интересом современного Казахстана является построение правового государства. С 1995 года именно этот фактор оказывает влияние на правовую систему нашего государства и, в частности, на судебную систему страны.

В связи с этим, в 2000 году был принят Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей в Республики Казахстан», регулирующий основы, структуру и полномочия судебных органов, правовой статус судей. При этом один из разделов Конституции полностью посвящен определению полномочий судебной власти. В частности, ст. 75 Конституции установлено, что правосудие в Казахстане осуществляется только судом, а ст. 77 гласит, что судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны. В то же время ст.ст.25-26 Закона предусмотрено, что судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве судебных дел. Судьи, члены их семей и имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать своевременные и исчерпывающие меры к обеспечению безопасности судьи и членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее обращение. Известный деятель казахстанской судебной системы Анатолий Смолин разделил независимость судебной власти на три сферы: Первая – независимость в сфере правосудия. Начало преобразований в этой сфере у нас связано с принятием 16 декабря 1991 года Конституционного Закона «О государственной независимости», который провозгласил, что государственная власть в Республике Казахстан осуществляется на принципе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Таким образом, судебная система в РК является самостоятельной ветвью власти. И, надо признаться, что среди других ветвей власти судебная власть носит ярко выраженный правоохранительный характер, так как судебная форма защиты прав и интересов граждан является наиболее развернутой, детально урегулированной и обеспечивает действенное соблюдение прав человека. Принципиальным достижением судебной реформы стал Указ Президента от 01 сентября 200 года «О мерах по усилению независимости судебной системы», которым функции обеспечения деятельности судов были переданы из ведения Министерства юстиции уполномоченному органу – Комитету по судебному администрированию при ВС РК. Таким образом, исключено влияние на суды исполнительной власти. Логическим завершением этапа преобразований в судебной системе стало принятие в декабре 2000 года Конституционного Закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в котором заложены принципиально новые нормы, определяющие основные элементы судоустройства и порядок работы судов республики. Таким образом, многолетние дискуссии о реальном разделении функций исполнительной и судебной власти, были урегулированы на законодательном уровне. Вторая сфера – это фактическая независимая форма подбора и расстановки кадров и судебной системы. Одной из стратегических задач организационного обеспечения судебной системы является работа по кадровому обеспечению. Говоря о достижениях в этой сфере, следует сказать о кардинальном пересмотре устаревших подходов к подбору и расстановке судейских кадров, в частности, с 2001 года введен конкурсный отбор, который носит публичный характер. Третья сфера – независимость судебной системы в сфере ответственности судьей, как за профессиональную непригодность, так и за совершение этических и дисциплинарных проступков. На порядок возросла роль органов судейского сообщества в решении вопросов, связанных с профессиональной ответственности судьей. В республике принят комплекс мер по усилению требовательности к профессиональным качествам судьи, повышению его ответственности за соблюдение законности при отправлении правосудия, а также судейской этики. В связи с чем, создан принципиально новый институт судебной системы – Судебное жюри при Верховном суде, в ведение которого входит оценка профессиональной пригодности действующих судей и решение вопросов о дисциплинарной ответственности судей. Его заключение является основанием освобождения судьи от занимаемой должности, лишения его всего пакета социальных льгот. Судебное жюри состоит из одиннадцати наиболее профессиональных судей, которые избираются на пленарном заседании Верховного суда. Если остановиться на единстве судебной системы Республики Казахстан, в целом, то судами нашего государства являются Верховный Суд РК, местные и другие суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией РК и вышеуказанным Конституционным законом. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, является Верховный Суд РК, который в предусмотренных законом формах осуществляет надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. К местным судам относятся областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы республики, городские суды городов республиканского значения); районные и приравненные к ним суды (городской суд, межрайонный суд). Кроме того, функционируют специализированные суды: военные,  экономические, административные, по делам несовершеннолетних и другие. Районный суд является судом первой инстанции, который рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности. Принципы правосудия, установленные Конституцией, являются общими и едиными для всех судов и судей страны. Беспристрастная, независимая судебная система, сформированная из профессионалов, и в то же время из лиц, обладающих наивысшими морально-нравственными качествами, позволит в дальнейшем обеспечить функционирование всех государственных органов и должностных лиц на высоком уровне. Самостоятельность судебной ветви власти означает, прежде всего, что отношения между всеми ветвями власти должны строиться только на основании и в рамках закона. В правовом государстве судебные решения неизбежно становятся источником права. Согласно Конституции РК, нормативные постановления Верховного Суда относятся к нормам действующего права. Наряду с внедрением в правовую систему Казахстана позитивных элементов судебной системы демократических стран, необходимо повышать уровень правосознания общества, прививать подлинное уважение к судебной системе. Однако, зачастую на практике бывают случаи, когда наблюдаются правовой нигилизм, низкий уровень правосознания, отсутствие интереса к правовым идеям и отсутствие должного уважения к суду.

При этом, следует отметить, что именно к сотрудникам судов, как к опоре правового государства, должны быть предъявлены наиболее высокие требования. В то же время низкая заработная плата сотрудников, в том числе секретарей судебных заседаний, способствует убыванию ценных кадров, способствующих укреплению авторитета судебной власти. Одна из идей главы представительства Всемирного банка в Казахстане Малика Валида заключалась в том, чтобы повышать жалованье судьей. По его мнению, именно за счет значительных окладов будет обеспечиваться независимость наших судей. Сильная и независимая судебная власть является одной из принципиальных гарантий гармоничного взаимодействия государства и гражданского общества, главным инструментом защиты конституционных прав граждан. Сегодня все больше и больше казахстанцев при разрешении споров обращаются именно в суды. Таким образом, на сегодняшний день судебная система страны с Верховным Судом во главе, представляя самостоятельную ветвь власти, ведет работу в русле совершенствования модели казахстанского правосудия, направленную на максимальное обеспечение прав и законных интересов граждан.

Алтынай САУЛЕМБЕКОВА, судья суда №2 г. Уральска

Қызметті алушылардың құқықтарын қалпына келтіру басым бағыттардың бірі болып табылады

Қазақстан Республикасы Мемлекеттік қызмет істері агенттігінің Алматы қаласы бойынша...

Восстановление прав услугополучателей является одним из приоритетных направлений

Одним из приоритетных направлений деятельности Департамента Агентства РК по...

Благодарна народу Великой Степи

Уже завтра мы отметим удивительный праздник, в основе которого...

Ұлы дала халқына алғысым шексіз

Қазақтың байтақ даласы бүгінде 130-дан артық ұлт өкілдеріне ортақ...

Мемлекеттік тілімен мақтанамын

Бәріне мәлім, Ата Заңымыз Қазақстан Республикасы Конституциясының 7-бабына сәйкес...