По данным акимата ВосточноКазахстанской области, в прошлом году за услугой «Приобретение прав на земельный участок в черте города» обратились 2 727 человек, из которых положительный ответ получили 1 179, а 1 548 заявителям было отказано. В этом году из 1 358 заявлений, «добро» получили лишь 572, а 786 – отказано.
В ходе заседания Межведомственной рабочей группы по вопросам оказания государственных услуг при Департаменте Агентства по делам государственной службы по ВКО обсудили основные проблемы по работе в данной системе. И специалисты вынуждены признать, что если цифровизация реализуется поверх существующих недоработанных процедур, она способна привести не к упрощению, а к росту недоверия бизнеса к информационной системе. – Всего выявлено 34 проблемных вопроса, связанных с функционированием ИС ЕГКН, – сообщил руководитель Управления государственных услуг областного Департамента Агентства по делам государственной службы Рауан Слямхан. По его словам, в числе проблем – отсутствие автоматического отказа. В системе отказ формируется не как окончательное решение, а как предварительное, инициирующее процедуру заслушивания, что противоречит законодательству и затягивает процесс. Кроме того, наблюдается недостаток градостроительных данных. Более того, поскольку в информационной системе единого государственного кадастра недвижимости нет генерального плана, проектов детальной планировки, инженерных сетей, охранных зон, «красных» линий и топографических материалов, специалисты вынуждены использовать сторонние ресурсы и бумажные носители, что приводит к неоперативности и рискам. Встречается и проблема оплаты услуг и повторных обращений. Так, после формирования схемы отвода заявители получают уведомление о необходимости оплаты в течение 24 часов, а те, у кого нет доступа к компьютеру или навыков работы с системой, вынуждены повторно обращаться в ЦОНы. Вместе с тем некоторые граждане игнорируют SMS, опасаясь интернет-мошенничества, в итоге процедура обрывается, и заявление приходится подавать заново. Еще одна из проблем: высокая стоимость доступа для государственных учреждений. К примеру, по информации госкорпорации «Правительство для граждан», для организации автоматизированного рабочего места для местного исполнительного органа стоимость составит около 44 млн тенге в год. По словам специалистов, это вызывает вопросы о целесообразности и законности дополнительных расходов, учитывая, что часть данных должна автоматически подтягиваться из государственных баз. Среди других проблем – ограниченный функционал системы, и руководитель не может назначать исполнителя, а вынужден многократно подписывать документы ЭЦП, а также отсутствие возможности отслеживания исполнителя по заявке и функции выгрузки отчетов и формирования статистики. Наряду с этим специалисты констатируют несогласованность с другими нормативными актами. – Правила оказания госуслуг предусматривают двухдневный срок принятия решения акимом, тогда как регламент акиматов и закон о правовых актах устанавливают более сложную процедуру. Это приводит к несоответствию сроков и нарушению законодательства, – отметили в Межведомственной рабочей группе по вопросам оказания государственных услуг. А в Палате предпринимателей Восточно-Казахстанской области считают, что проблемы цифровизации напрямую влияют на инвестиционный климат региона. – Предприниматели, планирующие строительство или расширение бизнеса, сталкиваются с бюрократическими задержками из-за технических и правовых нестыковок. Это сдерживает развитие рынка и снижает доверие к государственным сервисам. Важно, чтобы система работала не только формально, но и реально облегчала доступ к земельным ресурсам. Цифровизация в земельной сфере должна стать инструментом развития и удобства, а не дополнительным барьером. Поэтому успешное функционирование ИС ЕГКН напрямую зависит от того, насколько быстро и комплексно будут решены выявленные проблемы, – подчеркнула заместитель директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей ВКО Айжан Жангирханова. В настоящее время все проблемные моменты согласованы с оператором системы НАО «Правительство для граждан», где проводят работу над ошибками. Все-таки надо признать, что недвижимость и права на нее – вопрос крайне важный для граждан, и здесь необходимо учитывать, что отдавать на откуп абсолютно все цифровой системе, какая бы она современная ни была, неоправданный риск, особенно в условиях необеспеченной в полной мере кибербезопасности. Как говорится, доверяй, но проверяй, а еще лучше – не все доверяй холодному «уму» автоматики.
Ольга СИЗОВА, собкор по ВКО
Фото ПП ВКО