Наурыз – один из самых древних праздников на Земле, и в этом году он совпал со священным месяцем Рамазан. В социальных сетях некоторые пользователи затеяли дискуссию о том, что стоит ли добропорядочным мусульманам устраивать торжественные мероприятия с обильным угощением в духе казахского гостеприимства. Ведь, как утверждают сторонники запрета накрытого дастархана, дескать это задевает религиозные чувства тех, кто держит пост – оразу в эти дни. Что сказать по этому поводу?
Во-первых, Наурыз отмечается многими народами Востока как праздник весны, обновления природы и начала года. По древнему летоисчислению этот день совпадает с 21-22 марта, днем весеннего равноденствия. Поэтому Наурыз – это начало нового года, приход весны. День, когда природа заново рождается на земле. С приходом праздника люди одеваются в праздничные одежды, ходят друг к другу в гости и обмениваются поздравлениями и пожеланиями благополучия в наступающем году. Во-вторых, Наурыз – государственный праздник. Поэтому, думаю, нет необходимости говорить о важности этого праздника, который отмечается на таком высоком уровне. Что касается священного месяца Рамазан, и особенно тех, кто ежедневно соблюдает великий пост-ораза. Считаю, что соблюдение поста – сугубо личное дело. Поэтому все, кого знаю, с уважением относятся к своим коллегам, соблюдающим оразу. Однако среди людей религиозного толка есть и такие, кто пытается навязать свои крайние взгляды, в том числе и по поводу празднования Наурыза. Создается такое впечатление, что ортодоксальные мусульмане не прислушиваются к своим же духовным наставникам, религиоведам, имамам и учителям. Профессор Египетского университета исламской культуры «Нур-Мубарак» Мухитдин Исаулы в интервью интернет-изданию приводит следующий аргумент. «Если эти люди против упоминания Наурыза на персидском языке, то пусть попробуют противиться названиям намаз и ораза. Суть не в названии, а в содержании. Они говорят о персидском «наврузе», который подразумевает прыжки через огонь, праздник поклонения огню. А в казахском Наурызе огонь не разжигают и через него не прыгают. Напротив, есть весна, цветение всего вокруг, посадка деревьев. Если те, кто придерживается сомнительной религии не считают себя казахами, то что их держит в этой стране, или пусть не называют себя казахами», – утверждает профессор Мухитдин Исаулы. Абдусамат Касым, исламовед, эксперт сайта Islam.kz: также высказывается по этому поводу. «Начиная с VIII века до н.э. среди тюркоязычных народов праздник Наурыз отмечается как начало нового года. По шариату существует лишь два исламских праздника: Ораза айт и Курбан айт. Наурыз – не религиозный праздник. Однако это праздник, занимающий особое место в традиции казахского народа. Шариат не запрещает традиции, не противоречащие исламу. Поэтому недопустимо считать харамом празднование Наурыза, если нет чуждых нашей религии обрядов зороастризма, таких, как поклонение и прыжки через огонь, распитие спиртных напитков и так далее». Лостаточно убедительно аргументировал свою точку зрения научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК Мурат Смагулов. «Взгляд на последние десятилетия позволяет заметить, что в нашем светском обществе производятся попытки искусственной ломки традиционных ценностей, культуры, вековых обычаев. С одной стороны, это процесс глобализации, с другой – чрезмерности в религиозных убеждениях. В подобные сложные времена, когда идет процесс возрождения культурных обычаев, самобытности, найдутся противники, стремящиеся навязать свое видение духовности, культурной идентичности. Так, в преддверии светлого и яркого праздника, несущего радость, тонус и положительный настрой от долгожданного тепла и лета, встречаются те, кто не прочь перевернуть все с ног на голову и привить свое религиозное, порой, искаженное понимание праздника Наурыз. Этим и отличается традиционная религия, не запрещающая национальные обычаи в рамках шариата, от фанатизма, когда народные празднования пытаются искоренить, вычеркнуть из истории нации, ее культуры». Автор убежден, что традиционный праздник Наурыз не противоречит исламу. Ведь в этом весеннем празднике заложены наши вековые традиции, дух кочевых народов, возрождение казахских ценностей, проведение конно-спортивных игр, песеннопоэтических состязаний акынов-импровизаторов. В эти дни прощают обиды друг другу, навещают родных и знакомых, желают счастья и благополучия. Олег ДОМАЕВ