Эксперты и общественность продолжают изучать причины, которые привели к событиям, названным президентом Касым-Жомартом Токаевым алматинской трагедией. Сегодня наша газета беседует об этом с известным юристом, д.ю.н., профессором Эдуардом Мухамеджановым.
—Эдуард Булатович, в чем, на ваш взгляд, первопричина тех беспорядков, что все мы наблюдали?
-Это системные ошибки, которые совершались на протяжении тридцати лет. Произошедшие события, на наш взгляд, для общества были ожидаемы, неизвестен был только триггер, который мог бы их вызвать. В начале января 2022 года таким триггером стало повышение цен на автомобильный сжиженный газ. Но главным основанием такого социального всплеска явилось длительное, бессменное нахождение у власти одного лидера. А это, как правило, порождает в любом обществе политическую усталость. Такая усталость имеет две разновидности. Усталость политической элиты от существующего режима и усталость населения уже от самой политической элиты. Значимость феномена политической усталости в настоящее время состоит в том, что он является ведущим фактором при проведении любой политической акции. Это объясняется чрезмерным объемом информации, которую получает человек из разных информационных источников. Когда в информационном поле постоянно появляется одно и то же лицо или группа лиц, то от их частого присутствия в СМИ наступает усталость. Вследствие этого у какой-то части общества появляется желание отдалить таких лиц от власти, при этом не думая о том, к каким последствиям может привести их отставка.
Кроме того, длительное нахождение власти в одних руках служит основанием для авторитаризма, волюнтаризма, зарождения культа личности, расцвета коррупционных явлений как в окружении таких политиков, так и в обществе в целом.
Вторая причина событий в том, что в Казахстане за 30 лет Независимости произошли большие демографические изменения. Изменился не только национальный состав населения, его образовательный и культурный уровень, уровень благосостояния, но и возрастной состав. Так, согласно данным переписи населения 2021 года, средний возраст казахстанцев составляет 31 год. Исходя из этого, можно заключить, что основная масса населения Казахстана — это молодежь. А как отмечает известный американский социолог и политолог Джек Голдстоун, это самая взрывоопасная часть общества. В своей книге «Революции. Очень краткое введение» он писал по этому поводу: «Молодежь играет важнейшую роль в политическом насилии на протяжении всей письменной истории. Большинство крупных революций, включая и большинство революций ХХ века, в развивающихся странах произошли там, где наблюдались особо значительные «молодежные бугры».
—И как этот «бугор» действует на политические процессы?
-«Молодежный бугор» появляется там, где имеет место резкое улучшение жизни, что вызывает рост рождаемости. Детей становится больше, чем родителей. Так, по данным казахстанских исследователей Смагуловой и Ушбаевой, расцвет экономики Казахстана приходился на период с 1995 по 2007 год, что, соответственно, породило рост рождаемости. А негибкие экономические и политические системы не могут подстраиваться под рост молодого населения. В результате теряется социальный контроль над молодежью, она перестает признавать авторитет старших, заражается протестным духом, идеями радикализма. Такая ситуация создает базу для дестабилизации и политических потрясений. Здесь можно отметить, что успехи политики Первого Президента Казахстана в то время фактически создали предпосылки для выхода молодых людей на площадь в январе 2022 года, которые при прежних темпах развития экономики, в вышеназванные годы, просто не родились бы.
Но в то же время при Первом Президенте РК из-за прекращения дотаций сельскому хозяйству и приватизации совхозов и колхозов высвободилось из этой сферы труда большое количество людей, в том числе молодых. Они перебрались в города, не имея профессии, пополнили ряды малоквалифицированной рабочей силы с низким заработком и социальной неустроенностью. Это вызывает у них справедливую неудовлетворенность своим положением, их бытовая и социальная среда является базой для всевозможных политических потрясений. Большое сосредоточение таких людей в Шымкенте и Алматы объясняет, почему именно эти города стали крупными очагами протеста.
И третья причина — властный дуумвират, который возник в 2019 году после добровольной отставки Первого Президента РК, породил сложную систему государственного управления. Однако власть это не признает и объясняет массовые беспорядки действиями террористов и преступного элемента. Такие заявления, на наш взгляд, выглядят малоубедительными, поскольку террористы всегда заявляют о своей ответственности за совершенные ими теракты. Это делается с целью психологического запугивания населения. В нашем же случае ни одна запрещенная в нашей стране террористическая организация не взяла ответственности на себя за совершенные беспорядки.
—Какими вам видятся перспективы развития ситуации в стране?
-В настоящее время мы видим, что действующая власть оперативно решила ряд вышеназванных предпосылок, вызвавших социальный протест в Казахстане. Но это, надо полагать, только начало.
Сегодня, на наш взгляд, фактически сложилась известная ситуация, когда верхи не могут управлять по-старому, а низы не хотят жить по-старому.
Также известно, что из этой ситуации есть лишь три выхода. Первый — пойти по пути ужесточения наказаний и усиления карательных органов, ограничения прав и свобод граждан; второй — путь реальных, требуемых обществом реформ, и третий, самый радикальный, это народная революция. Какой путь выхода изберет действующая власть, покажет время.
При этом не следует забывать, что в будущем наша страна может столкнуться с еще более сильными социальными потрясениями. Они могут быть связаны с так называемой «мальтузианской ловушкой», когда рост населения превысит рост экономики. Казахстан — страна с растущим населением. С 2010 по 2021 год количество казахстанцев выросло почти на три миллиона человек, а бюджет страны, по мнению аналитиков, остался на уровне 2011 года. Если в 2011 году на одного казахстанца приходилось 2200 долларов бюджетных средств, то в 2020-м — 1800 долларов. Иными словами, если сохранится прежний темп прироста населения, а пополнение бюджета будет ориентировано только на экспорт сырья, то население страны начнет «проедать» экономическую прибавку. И это может породить очень серьезные проблемы.
—Классический вопрос — что же нужно делать?
-Сегодня у нового руководства нашей страны есть шанс, чтобы упредить возможные социальные катастрофы. Для этого надо строго соблюдать принципы социальной справедливости и равенства всех перед законом, навести порядок в сфере профессионального и высшего образования, озаботиться созданием реальных производств и производственных комплексов, в том числе и в сельскохозяйственной сфере, создать механизмы распределения доходов от продажи недр между гражданами, родившимися в Казахстане. Пора начать формирование органов власти и их аппаратов на основе реальной, а не бутафорской меритократии. Необходимо также осуществить конституционную реформу и на ее основе изменить законодательство о выборах, референдуме, политических партиях, внести изменения в Конституционный закон «О Президенте Республики Казахстан», которые не только бы изменили требования, предъявляемые к кандидатам в президенты, но и сократили круг его полномочий по принятию единоличных решений. Нужна четкость и в языковой политике страны, чтобы этот вопрос не был поводом для очередных провокаций. Обновления требует и судебная власть, и сфера правоохранительной деятельности, о чем в своем Послании народу Казахстана говорил действующий Президент РК.
Игорь МИХАЙЛОВ