12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

КТО ОПЛАТИТ ЧИНОВНИЧИЙ АЗАРТ?

507 млн тенге потратили в казино казахстанские чиновники. А что, так можно было?» спросите вы. Так получилось, что сотрудники Министерства внутренних дел находятся на первом месте в списке азартных госслужащих.

Согласно проведенной проверке прокуратурой Алматинской области выявлено, что 305 казахстанских чиновников и госслужащих потратили в казино 507 млн тенге. Эту информацию подтвердили в пресс-службе прокуратуры Алматинской области. «Да, мы подтверждаем, что это наш документ. Мы провели проверку и по итогам направили письмо компетентным органам для принятия соответствующих мер в отношении своих сотрудников», – сообщили в прокуратуре. «Изложенные обстоятельства свидетельствуют о сбое в системе мер противодействия коррупции указанных госорганов, осуществления не на надлежащем уровне антикоррупционного мониторинга и анализа коррупционных рисков. Все это служит серьезным посылом для реформирования кадровой политики по тщательному подбору государственных служащих, усиления общественного контроля, возрождения института наставничества, необходимости повышения личной ответственности руководителя госоргана за совершение поступков, дискредитирующих государственную службу, и норм этики со стороны подчиненных сотрудников», – заявил прокурор Алматинской области старший советник юстиции Берик Адамов. Ранее прокуратура предоставляла список того, сколько потратили представители различных ведомств. Сюда вошли Министерство внутренних дел РК – 97 млн; Министерство обороны РК – 95 млн; Министерство финансов РК – 25 млн; Верховный суд РК – 7 млн; Агентство финансового мониторинга РК – 15 млн; Агентство по противодействию коррупции РК – 3 млн; местные исполнительные органы – 36 млн; иные госорганы – 27 млн. Однако позже прокуратура Алматинской области дала комментарий и опровергла информацию по работникам судебной системы.

По информации представителя Верховного Суда Е. Жумаксанова, посещавшие игорные заведения семь работников не являлись судьями и сотрудниками Верховного Суда (трое – судьи местных судов, четверо – государственные служащие из регионов). В связи с этим, об указанных фактах прокуратурой Алматинской области проинформирован Верховный Суд Республики Казахстан как высший судебный орган». Насколько это законно и соответствует ли данное увлечение морально-этическим нормам госслужащего, корреспонденту ЮГ рассказали юристы:

Азамат БЕККУЛОВ, юридический консультант, @adiletalmatykz

– Безусловно, расстраивает тот факт, что правовая культура и поведение, на соответствие морально-этических норм некоторых наших госслужащих не выдерживают никакой критики. Несмотря на Указ Президента РК от 29.12.2015 г. №153 «О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и правил поведения государственных служащих РК», в соответствии с которым утвержден Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан» и иных принимаемых нормативных актов по противодействию коррупции, развитию доверия общественности к институтам власти – вышла (скорее всего, не первая) новостная статья «Чиновники проиграли в казино 507 миллионов тенге. Прокуратура провела проверку» (далее по тексту – новостная статья), что не просто обескураживает, а показывает: меры противодействия коррупции, первый этап всеобщего декларирования «трещат по швам» и подорвали и так низкий уровень доверия общества. Согласно пп.2 п.1 ст.13 Закона «О государственной службе Республики Казахстан», государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью. Исходя из норм требований п.п. 2, 3 и 4 ст. 13 Закона, государственный служащий в порядке, установленном законодательством РК, в течение месяца после вступления в государственную должность обязан на время прохождения государственной службы передать в доверительное управление находящиеся в его собственности доли, акции (акцию) в уставном капитале коммерческих организаций и иное имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, законно принадлежащих этому лицу, а также имущества, переданного в имущественный наем. При этом, государственный служащий имеет право получать доход от имущества, переданного в доверительное управление. Также государственные служащие могут не передавать в доверительное управление принадлежащие им облигации, паи открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов. В соответствии с п.п.15 п.1 ст.50 Закона, участие в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими либо находящимися с государственными лицами в иной зависимости по службе или работе должностными лицами признаются проступками, дискредитирующими государственную службу, и влечет понижение в должности. Кроме того, государственные служащие обязаны соблюдать ограничения, установленные законами Республики Казахстан (п.п.7 ст.10 Закона). Вместе с тем, несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к морально-этическому облику государственных служащих. Таким образом, государственному служащему необходимо соблюдать предъявляемые законодательством требования. То есть, в нормативных актах не имеется императивной нормы, запрещающей государственному служащему появляться в игорных заведениях, кроме как дисциплинарной ответственности, т.к. в соответствии с п. 12 Этического кодекса, нарушение стандартов служебной этики госслужащими влечет дисциплинарную ответственность. Необходимо отметить, что новостная статья основана на документе об итогах проверки Прокуратурой Алматинской области от 07.10.2022 г. за исх.№2- 04-22-15391, который был направлен в центральные государственные органы согласно прилагаемому списку для проведения «ведомственной проверки каждого государственного органа с выяснением источника происхождения денежных средств, затраченных государственными служащими на азартные игры» и «принятия соответствующих мер и рассмотрения ответственности виновных должностных лиц». Таким образом, через определенный временной период мы должны лицезреть, что такие-то госслужащие уволены, такие-то привлечены к дисциплинарной ответственности и, к примеру, понижены в должности, такие-то привлечены к уголовной ответственности за уголовные правонарушения, предусмотренные гл.15 УК РК «Коррупционные и иные уголовные правонарушения против интересов государственной службы и государственного управления». По моему предположению, прокурорская проверка охватила только факт оффлайн игры госслужащими в казино, но не охватывает онлайн-казино, которых в сети Интернет несметное множество и которые являются ячейкой развития теневой экономики. Считаю, что необходимо в нормативные акты, регламентирующие деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленных на реализацию задач и функций государственной власти и предпринимательской деятельности, связанной с организацией и проведением азартных игр и (или) пари, внести изменения и дополнения в части запрета участия в играх в объектах игорного бизнеса госслужащими и рекламы игорного бизнеса на территории Республики Казахстан. Такого рода нормы уже введены в Азербайджане и Грузии.

Назерке РИЗАБЕКОВА, адвокат АГКА:

– Вы только представьте! 305 госслужащих потратили 507 млн тенге в казино!!! Это сотрудники МВД, акиматов, антикора, АФМ и суда. Гарри Каспаров как-то сказал: «Отсутствие контроля за чиновниками порождает чудовищную коррупцию». Ну вот, как иначе сотрудник Агентства по фин мониторингу (АФМ) при годовом доходе три миллиона тенге может сходить в казино три раза на сумму 25 млн тенге?! Во-первых, я требую тщательного расследования каждого факта с выяснением, откуда у этих госслужащих такие деньги на казино? Во-вторых, я считаю, что эти госслужащие уже подлежат увольнению из органов по профнепригодности. Мне, кажется, у них лудомания – игровая зависимость. Откуда появились такие денежные средства у государственного служащего, который не имеет права заниматься иной деятельностью, кроме творческой или научной?! Следует поставить под вопрос реальный доход данного госслужащего. Необходимо ужесточить меры ответственности к подобным фактам и проводить постоянный мониторинг, с целью повышения доверия в обществе.

Ника ПАСЕЧНИКОВА, адвокат АГКА:

– Согласно п. 8 ст. 10 Закона РК «О государственной службе Республики Казахстан», государственные служащие обязаны соблюдать служебную этику. Также согласно п. 10 Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан, госслужащие во внеслужебное время должны придерживаться общепринятых морально-этических норм, проявлять скромность, не подчеркивать и не использовать свое должностное положение при получении соответствующих услуг и не допускать случаев антиобщественного поведения, сопряженных с посягательством на общественную нравственность. Прямого запрета на посещение государственными служащими казино законодательством не установлено, однако, они должны соблюдать вышеизложенные требования Этического кодекса.

Арстан УАХИПОВ, юридический консультант, сотрудник сервиса ZanBar:

– Мое личное мнение, как бывшего государственного служащего: считаю недопустимыми подобные факты, поскольку я не поддерживаю алкоголь, в целом, а также азартные игры. Подобные вещи разлагают общество и не дают ему развиваться, так как распитие алкогольных напитков имеет последствия для здоровья, потерю времени, драки и множество негативных факторов. По поводу азартных игр, как говорится, в казино выигрывает только тот, кто им владеет. Конечно же, играть в казино никому не запрещено в местах, которые разрешены законом, но, как можно доверять государственному служащему, который по факту страдает лудоманией и не может остановиться?! Появление государственного служащего в казино предполагает собой нарушение многих этических норм. Сразу возникает несколько вопросов к государственным служащим, а именно в данной публикации содержатся факты о нарушениях стандартов служебной этики, то есть у граждан появятся вопросы к госслужащему. К тому же, данные действия подрывают авторитет государственного органа в целом, что недопустимо, согласно этическому кодексу. Кроме того, откуда появились такие денежные средства у государственного служащего, который не имеет права заниматься иной деятельностью, кроме творческой или научной. Следует поставить под вопрос реальный доход данного госслужащего. Полагаю необходимым ужесточить меры ответственности за подобные факты и проводить постоянный мониторинг, с целью повышения доверия в обществе.

Ибрагим САДУАКАСОВ, юридический консультант в «Палата юридических консультантов» Карагандинской области:

– К сожалению, такие новости подрывают авторитет и формируют негативное мнение о государственных служащих в глазах населения Республики Казахстан. Отсюда возникает недоверие и скептицизм к власти в целом. Не будем говорить о нарушениях главных принципов и норм Закона РК «О государственной службе» и Этического кодекса государственных служащих РК, это и так очевидно. В этой истории резонно возникает главный вопрос: «Откуда деньги?». И в самой статье верно подмечено высказывание прокуратуры «о сбоях в системе мер противодействия коррупции указанных госорганов, осуществления на ненадлежащем уровне антикоррупционного мониторинга и анализа коррупционных рисков». Как всем известно, казахстанцев ждет всеобщее декларирование, которое, как планируется, будет вводится в четыре этапа до 2025 года, то есть каждый житель нашей страны должен будет ежегодно указывать свои активы и доходы. Однако, просто заставить всех декларировать свои доходы и активы недостаточно. Необходимо внедрить ответственность и механизм виндикации в случае, если тот же госслужащий не сможет дать внятное объяснение образованию больших активов, прямо как указано в новостной статье. В этом году в Парламенте обсуждали законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции», где одним из нововведений явилось «Ответственность за незаконное обогащение». Эта норма как раз, так и будет основным решением к вопросу о наказании государственных служащих за образование недекларированных активов.

Виктор ПАНАЕВ

Әйелдер түзеу мекемесінде жұмыс кеңесі өтті

Атырау облысы бойынша ҚАЖ департаментіне қарасты 79 мекемесінде сотталғандардың...

«Встреча у ворот»

Социальный проект «Встреча у ворот» проведен в колонии №21...

«Қақпа алдындағы кездесу»

Абай облысындағы Қылмыстық атқару жүйесінің №21 мекемесінде «Қақпа алдындағы...

Правонарушитель своим трудом заглаживает ущерб, нанесенный им обществу

Общественные работы — это наказание, при котором человек имеет...

Құқық бұзушы өзінің еңбегімен қоғамға келтірген залалды түзетеді

Қоғамдық жұмыстар - бұл адамның өз жұмысын, отбасын, әдеттегі...