12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img

КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В Казахстане планируют ужесточить государственный контроль над частными охранными организациями для предотвращения риска вербовки их сотрудников экстремистскими и преступными группировками. В 2022 году правоохранительными органами было возбуждено шесть уголовных дел в отношении десяти работников частных охранных организаций, участвовавших в массовых беспорядках и мародерствах во время январских событий.

Министерством внутренних дел РК разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам охранной деятельности», предусматривающий ужесточение контроля в сфере частной охраны. По данным МВД, в Казахстане зарегистрировано 3 969 частных охранных организаций, насчитывающих 97 806 охранников. Болле полутора тысяч организаций вооружены 22 479 единицами служебного оружия. Также функционирует 81 специализированный учебный центр, оснащенный 458 единицами оружия. Разработчики отмечают, что частные охранные организации и специализированные учебные центры являются единственными представителями бизнеса, которым разрешено право использования, ношения и хранения служебного оружия и специальных средств, однако в действующем законодательстве существуют определенные барьеры. По мнению разработчиков, действующая на сегодняшний день система государственного контроля не позволяет в полной мере отслеживать соблюдение вышеуказанными субъектами всех предъявляемых к ним требований. Так, не все субъекты охватываются проверками, а подлежащие им уведомляются за 30 календарных дней с указанием сроков и предмета проведения проверки. Наряду с этим отмечается, что действующим законодательством не предусмотрен контроль за процессом обучения охранников в специализированных учебных центрах, что в свою очередь влияет на качество их обучения. Кроме того, серьезную озабоченность у МВД вызывает возможность вербовки охранников и работников учебных центров, использующих в своей повседневной деятельности служебное оружие, лицами, представляющими оперативный интерес, в том числе исповедующими нетрадиционные религии.

Есть опасения, что это может негативно отразиться на осуществлении государственного контроля за субъектами данной категории, которые могут быть использованы в преступных целях и представлять массовую угрозу жизни и здоровью населения, национальной безопасности.

– В условиях действующего законодательства, деятельность ЧОО и СУЦ невозможно проверить в сжатые сроки при поступлении оперативной информации, в связи с чем территориальные подразделения МВД не могут работать на упреждение и ставить заслон на их возможное слияние с организованной преступной группой. Поскольку требования Предпринимательского кодекса ставят барьеры в виде проведения профилактического контроля без посещения, а внеплановую проверку можно осуществить только после наступления общественно опасных последствий, когда уже будет поздно. Указанные обстоятельства могут привести к осложнению оперативной обстановки и дестабилизации правопорядка в целом по стране, – уточняют разработчики законопроекта. Так, в прошлом году правоохранителям удалось проверить лишь 24 субъекта, что составляет 0,6 процента от общего числа охранных агентств. При этом, 20 из них были привлечены к административной ответственности. В 2022 году к ответственности привлечены девять из 16 проверяемых организаций. Как сообщили в ведомстве, количество совершенных, работниками ЧОО правонарушений растет из года в год. – Необходимо отметить, что в 2022 году в период январских событий в отношении работников ЧОО было возбуждено шесть уголовных дел. Из которых по ст. 188 УК (Кража) зарегистрировано два факта, по ст. 200 УК (Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения) – один, по ст. 272 УК (Массовые беспорядки) – два, по ст. 291 УК (Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств) – один факт. Вместе с тем, в 2023 году зарегистрировано 14 фактов утери работниками ЧОО служебного оружия, в 2022 году – девять, в 2021 году – пять, – отмечено в пояснительной записке к проекту закона. Предлагается исключить распространение требований Предпринимательского кодекса в части осуществления государственного контроля в отношении ЧОО и CУЦ, с дополнением Закона «Об охранной деятельности» новой статьей, содержащей отдельный порядок проведения проверки. Ряд вопросов также вызывают факты осуществления охранных услуг вне места регистрации юридического лица, а также возобновления своей деятельности после приостановления без информирования территориального ОВД, тем самым, выходя из поля зрения контролирующего органа. – В связи с беспорядками на месторождении «Тенгиз» в Атырауской области, из Департамента полиции Атырауской области запрошена информация о количестве ЧОО на данном месторождении. Согласно представленной информации, на данной территории работают четыре зарегистрированных ЧОО. Между тем, в ходе проведения профилактического контроля без посещения, установлено, что в действительности на территории месторождения «Тенгиз» осуществляют деятельность 14 ЧОО, зарегистрированных в других регионах страны. Аналогичная ситуация сложилась и в Акмолинской области, когда в ходе выяснения обстоятельств по факту повреждения имущества АО «Казавиаспас», имевшего место в г. Акколь на охраняемом объекте, установлено, что договор на оказание охранных услуг был заключен с ТОО «Частная охранная организация «ХАН ШЫҢҒЫС». Данная ЧОО зарегистрирована в г. Астане и без информирования местного контролирующего органа осуществляла свою деятельность на территории Акмолинской области. Более того, не был проинформирован и уполномоченный орган в г. Астана о возобновлении своей деятельности, которую ранее ТОО приостанавливало в связи с отсутствием объектов, – сообщают в ведомстве. МВД предлагает установить обязанность для охранных организаций по информированию территориальных подразделений полиции в течение пяти рабочих дней в случаях приостановления или возобновления ими деятельности, а также оказания охранных услуг вне места регистрации юридического лица путем направления соответствующего письма в произвольной форме. Предлагаемые изменения, по мнению стражей порядка, призваны повысить уровень общественной безопасности и обеспечить качество охранных услуг. Документ доступен для публичного обсуждения на портале «Открытые НПА» до 12 марта.

Подготовила Линара САКТАГАНОВА г. Астана

ЖАНАКОРГАНЦЫ ПРИНИМАЮТ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В НЕДЕЛЕ «ЖАСЫЛ АЙМАҚ»

Жители Жанакорганского района приняли активное участие в неделе «Жасыл...

ЖАҢАҚОРҒАНДЫҚТАР «ЖАСЫЛ АЙМАҚ» АПТАЛЫҒЫНА БЕЛСЕНДІ ҚАТЫСУДА

Өңірімізде Мемлекет басшысының бастамасымен жүзеге асып жатқан «Таза Қазақстан»...

«Құқықтық тәртіп» түсіндірме жұмыстар өткізілді

Ағымдағы жылдың 26-28 сәуір аралығында Түрксіб ст.ЖПб-нің қызметкерлері Түрксіб...

Пробация қызметі — сотталғандарды қайта тәрбиелеуге үлесін қосу

Пробациялық бақылаудың мақсаты-заңмен немесе сотпен белгіленген міндеттерін орындауларын бақылау...

Жазаны өтеудің жеңілі – қоғамдық жұмыс

Аудандық пробация қызметінің есебінде тұрған азаматтар ҚР Қылмыстық кодексінің...