12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Когда может понадобиться административный иск?

Административным процедурно-процессуальным кодексом, действующим в Казахстане с 1 июля 2021 года, определены новые принципы, которые позволят защитить физических и юридических лиц от злоупотреблений со стороны субъектов власти.

АППК содержит 12 принципов, среди которых есть новые для национального законодательства принципы: соразмерности, пределы осуществления административного усмотрения, приоритета прав, охрана права на доверие, запрет злоупотребления формальными требованиями, презумпция достоверности, активная роль суда. Указанные принципы  являются революционными для нашей юрисдикции, и ориентированы на реализацию и защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц в публично-правовых отношениях с административными органами.

Более подробнее остановлюсь на принципе административного иска, особенности которого описываются в ст. 131 вышеуказанного Кодекса. Когда может понадобиться административный иск, что он собой представляет? Какие требования к нему должны выполняться? Каковы особенности отдельных исков?

Привычным считается подать иск из-за спора об имуществе, моральном вреде. Уже длительное время значительная часть дел, рассматриваемых судами, – это споры с государственными органами. Одним из новшеств данного Кодекса – создание отдельных административных судов, которые рассматривают споры между гражданами и государственными органами, другими организациями. В административном суде административное дело возбуждается на основании иска. 

Административный иск – это требование, поданное в суд с целью защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов, вытекающих из публично-правовых отношений. Иски бывают следующих видов: об оспаривании, о принуждении, о совершении действия, о признании.

Иск подается в суд в письменной форме либо в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи истца и (или) его представителя. В настоящее время претензию в адрес любого госоргана можно оставить несколькими способами: по обычной почте и через интернет по системе «е-Натиже» в ЦОНах, открытые акиматы и «Электронные обращения» на сайте egov.kz.

В иске должны быть указаны наименование суда, в который подается иск; фамилия, имя и отчество истца, его место жительства, дата и место рождения, наименование представителя и его адрес, если иск подается представителем; номера телефонов, адреса электронной почты истца, его представителя; наименование истца, если истцом является юридическое лицо или иная организация, место его нахождения, БИН и банковские реквизиты. Также должны быть указаны наименование ответчика, место нахождения, банковские реквизиты и БИН, номера телефонов и электронный адрес.

В своем заявлении истец должен четко изложить обстоятельства, которыми он обосновывает свои требования, суть нарушения или угрозы нарушения его прав, свобод и законных интересов. 

Документы, прилагаемые к иску, представляются, как правило, в подлинниках. При невозможности представления документов в подлинниках они могут быть представлены в заверенных в установленном законом порядке копиях. Если копия документа не может быть заверена ввиду отсутствия подлинника, в иске должна быть изложена причина невозможности совершения таких действий.

К иску прилагаются копии иска и приложенных к нему документов по числу участников административного процесса; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования; документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен законом; копии устава, свидетельства или справки о государственной регистрации, если иск предъявлен юридическим лицом, и другие документы; копии инвестиционного контракта, заключенного между инвестором и уполномоченным государственным органом. 

При отправления правосудия, согласно Кодексу, судьи играют очень важную роль. Судья по собственной инициативе или мотивированному ходатайству участников административного процесса вправе требовать дополнительные материалы и доказательства. Суд, не ограничиваясь объяснениями, заявлениями, ходатайствами участников административного процесса, представленными ими доводами, доказательствами и иными материалами административного дела, всесторонне, полно и объективно исследует все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела. Такого принципа раньше не было, поэтому его можно оценить как новшество в гражданских и криминальных делах.

Стоит отметить, что иски к административным органам будут рассматриваться на основе принципа «презумпции виновности административного органа». Это значит, не заявитель, а административный орган должен будет доказывать суду обоснованность своего решения. Это совершенно новый документ в правовой системе страны, который дает гражданам правовые гарантии.

ТАТЬЯНА ЧЕРНЫШ,

Судья специализированного межрайонного административного суда города Алматы

Поздравление Главы государства Касым-Жомарт Токаева по случаю Национального дня печати

Уважаемые работники печатных СМИ! Поздравляю вас с Национальным днем ​​печати! Этот...

Современный центр-залог качественной медицинской помощи

Сегодня в Алматинской области состоялась официальная церемония открытия современного...

Заманауи орталық – сапалы медициналық көмектің кепілі

Бүгін Алматы облысында жедел медициналық жәрдем қызметкерлеріне арналған заманауи...

Қазақ әдебиетіндегі Жошы «жорығы»

Роман (X-XII ғасырларда роман тілдерінде жазылған әрқилы сипаттағы шығармалардың...