В ЭТОМ УВЕРЕНА МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЯСЛИ-САДА «АКБОТА» ГАЛИЯ ТЛЕУЛИНА ИЗ Г. АККОЛЬ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ. ОСОБЕННО ЭТО КАСАЕТСЯ МУЗЫКИ. С САМОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА РЕБЕНОК ТЯНЕТСЯ К МИРУ ЗВУКОВ. КОЛЫБЕЛЬНАЯ МАМЫ, ИГРЫ С ПОГРЕМУШКАМИ И ИГРУШКАМИ-ПИЩАЛКАМИ, ПЕРВЫЕ ПРОСТЕНЬКИЕ ПЕСЕНКИ – ВОТ ПРОВОДНИКИ, ВЕДУЩИЕ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА В ЧУДЕСНЫЙ МИР МУЗЫКИ.
– В последнее время возрастает актуальность и значимость одаренности воспитанников. Это связано с происходящими социально-экономическими преобразованиями в государстве и усилением внимания к одаренным детям. Работая с воспитанниками яслей-сада «Акбота», я стараюсь проявить их музыкальную одаренность, научить понимать мир звуков и познакомиться с национальными инструментами. И все это происходит в самой понятной для малышей форме – через игру, – рассказывает Галия Жамалетдиновна. А у каждого из ребят свой талант – кто-то любит петь, кому-то ближе танцы, есть детки, с малых лет желающие играть на музыкальных инструментах. Но все они без исключения любят слушать музыку и живо реагируют на нее. Для решения задачи по развитию музыкальной одаренности в яслях-саду Галия Тлеулина разработала авторскую программу «В мире музыки». Отличительной особенностью инновации стало чередование традиционных форм музыкального воспитания дошкольников с инновационными. Музыкальная кинезиологическая пальчиковая гимнастика дополняет элементы программы «Динамическое сольфеджио», любят дети и музыкальный пальчиковый шагающий театр. – Применяются в работе и авторские сенсорные игры с нестандартным оборудованием – шпатели, пуговицы, наждачная бумага, фетр, счетные палочки, камушки Марблс, коробочки от «киндер-сюрпризов», наполненные различными крупами… Все это повышает эффективность процесса обучения, способствует развитию музыкального вкуса, воображения и творческой активности, формирует коммуникативность и самостоятельность, – отмечает педагог. Воспитание и образование в современном обществе не могут быть эффективными без народной педагогики. На занятиях в рамках программы «Біртұтас тәрбие» вместе с музыкальным руководителем дети рассматривают казахские народные инструменты, узнают пословицы и легенды, с ними связанные. Домбыра, жетыген, астаяк, тайтуяк, шанкобыз, сазсырнай, Ортеке вызывают неподдельный интерес у детей. Живое звучание инструментов влияет на их эмоциональное состояние и развивает эстетический вкус. – Дошкольники с восторгом знакомятся с древним казахским музыкально-кукольным театром Ортеке, внесенным в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Легенда об Ортеке, искусство музыкантакукловода, стилизованная танцующая фигурка горного козла теке, синтез театра кукол, кюя и народного танца несомненно помогают детям приобщиться к традиционной казахской культуре. На занятиях музыки воспитанники с увлечением знакомятся с приемами вождения Ортеке, я же как педагог решаю задачи по изучению и популяризации уникальной музыкальной традиции казахского народа, – делится наблюдениями Галия Жамалетдиновна. Педагог помогает развивать музыкальные и творческие способности, под ее руководством дети осваивают нотное адаптированное письмо, обогащается их двигательный опыт, активизируются умственная деятельность, развивается интеллект и навыки коллективного музицирования. При этом соблюдаются все основные направления работы с одаренными детьми: увеличивается темп прохождения материала, усложняются знания и навыки, воспитанники выходят за рамки изучения традиционных тем. Авторская программа Галии Тлеулиной не раз была отмечена в профессиональных конкурсах: первое место в республиканском конкурсе «Үздік авторлық бағдарлама» (г. Алматы), и в международном профессиональном конкурсе «Стратегии успеха», третье место в международном конкурсе «Тәрбие – білім айнасы» и в конкурсе «Мектепке дейінгі мекеменің үздік педагогі». Она щедро делится наработками с коллегами на мастер-классах, рассказывает о своей работе на различных семинарах и форумах. Результативность ее работы можно оценить по достижениям воспитанников ясли-сада «Ақбота». Рахым Хонай был награжден дипломом І степени на областном этапе и стал победителем на республиканском этапе конкурса «Өнеріміз саған Қазахсан!», стал лучшим в республиканском конкурсе «Абай оқулары – 2024» и в международном конкурсе исследовательских проектов «Обо всем на свете». Аиша Самрат заняла второе место в республиканском конкурсе юных художников «Менің жерім менің елім» с работой «Қобызым». Вокальный дуэт «Бал бала» стал призером республиканского конкурса «Моя Родина – Казахстан». Группа «Бәйтерек» победила в международном конкурсе «Зимние забавы». – Работая с детьми, я постоянно совершенствуюсь, «оживляю» старые методы, воплощаю на практике различные инновационные педагогические технологии, концепции и принципы обучения. Детям нравится все новое, яркое, интересное. Поэтому постоянно разрабатываю демонстрационный и раздаточный материал, удовлетворяющий постоянно изменяющиеся потребности и запросы воспитанни ков, – отмечает Галия Жамалетдиновна. – Важно помнить, что все дети талантливы, они рождаются быть успешными и единственное, в чем они нуждаются, – развитие их способностей. У каждого ребенка есть стремление к творчеству, и музыка как нельзя лучше подходит для этого.
подготовила Наталья ЯКОВЛЕВА Акмолинская область