Многие помнят, как в феврале 2015 года Республика Казахстан ратифицировала «Конвенцию о правах инвалидов» Организации объединенных наций. Данный документ призван способствовать полноценному участию лиц с инвалидностью в общественно-политической жизни страны и помочь укрепить у них ощущение причастности и добиться значительных успехов в человеческом, социальном и экономическом развитии общества и искоренении нищеты. Но что мы имеем сегодня?
Как отмечено в Социальном кодексе Республики Казахстан, каждый имеет равные возможности в реализации своих прав и свобод в сфере социальной защиты. Согласно ст. 3 Кодекса, государственная политика в сфере социальной защиты основывается на равноправии и недопустимости ограничения прав человека и гражданина в данной сфере. Превентивности, адресности, доступности и дифференцированном подходе. Солидарности и коллективной ответственности государства, работодателей и граждан в системе социального обеспечения. Прозрачности и справедливости использования экономических ресурсов, а также соразмерности задачам государственной политики в сфере социальной защиты. Как видим, в законе все идеально, однако на практике все обстоит совершенно иначе. В редакцию «ЮГ» обратился житель Астаны, который в результате несчастного случая лишился одной ноги. Инвалидность ему оформили сразу, но протез он еще не получил. О том, насколько сложна процедура обращения и получения протезно-ортопедической помощи рассказал наш юрист.
Здравствуйте! Я инвалид IІ группы. Уже более трех лет имею проблемы с передвижением. Не могу приобрести протез для своей ноги. Дело в том, что я получил инвалидность в результате несчастного случая на работе. Меня придавила бетонная плита, которая своей огромной массой отсекла мне одну ногу. Мой работодатель очень хорошо мне помог, оплатил все лечение вплоть до восстановления на рабочем месте, но в совершенно другой должности. Я писал заявление на получение протеза, но до сих пор не могу его получить. Мой работодатель планировал помочь мне с его приобретением, но, к сожалению, сам скончался зимой. Теперь мне хотелось бы получить эту помощь, ведь средств приобрести протез самому нет. Объясните, пожалуйста, как мне это сделать быстро? Алексей ДЕНИСЕНКО, г. Астана
На вопрос читателя отвечает практикующий юрист Алибек ОРАЗОВ из г. Алматы: – В данной ситуации я выражаю вам свое искреннее сочувствие, потому как знаю, что жить без определенной части своего тела – крайне сложно. Касательно вашей ситуации, вам следовало проявить настойчивость при подаче заявления на получение протезно-ортопедической помощи от государства. Главное, не нужно отчаиваться и поднимите свой запрос снова. Если он где-то потерялся, напишите еще одно обращение. Насколько мне известно, это не быстрая процедура, так как компании, где производят протезы, подходит к каждому гражданину, нуждающемуся в потерянных конечностях, индивидуально. Врач-ортопед производит осмотр культи, делает мерки и слепки, и только после этого изготавливается ваш индивидуальный заказ. Если это ваше первое протезирование, то мастер может снимать замеры по несколько раз. Помимо этого, согласно п. 6 ст. 162 Социального Кодекса РК, технические вспомогательные (компенсаторные) средства и специальные средства передвижения подлежат обязательной сертификации на соответствие требованиям системы сертификации согласно законодательству Республики Казахстан. Теперь о том, как вы можете сделать это по действующему законодательству. Есть Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 июня 2023 года № 287 о Правилах обеспечения лиц с инвалидностью протезно-ортопедической помощью, техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами, специальными средствами передвижения в соответствии с индивидуальной программой абилитации и реабилитации лица с инвалидностью, включая сроки их замены. Согласно данному приказу, для получения государственной услуги заявитель обращается в Госкорпорацию, горуправление, отдел занятости по месту жительства с заявлением и документом, удостоверяющим личность лица с инвалидностью, предоставляемым в соответствии с Законом Республики Казахстан «О документах, удостоверяющих личность» либо электронным документом из сервиса цифровых документов (для идентификации). Сотрудники при приеме заявления формируют запросы по индивидуальному идентификационному номеру (далее – ИИН) лица с инвалидностью в информационные системы государственных органов и (или) организаций через шлюз «Электронного правительства» для получения следующих сведений: 1) о документе, удостоверяющем личность, либо об электронном документе из сервиса цифровых документов (для идентификации); 2) об установлении инвалидности; 3) о разработанных мероприятиях в ИПАР. При подаче заявления на получение лицами с инвалидностью от трудового увечья или профессионального заболевания протезно-ортопедической помощи, дополнительно запрашиваются сведения: 1) о несчастном случае на производстве, приведшем к инвалидности; 2) о прекращении деятельности работодателя – индивидуального предпринимателя или ликвидации юридического лица, по вине которого получено трудовое увечье или профессиональное заболевание. При отсутствии сведений в информационных системах к заявлению прилагаются копии документов на бумажном носителе, содержащих вышеуказанные сведения. После идентификации с представленными подлинниками копии документов свидетельствуются ответственным сотрудником, принявшим заявление путем проставления отметки в расписке о приеме соответствующих документов или талоне, выдаваемом в соответствии с п. 13 настоящих Правил, после чего оригиналы документов возвращаются заявителю. При подаче документов заявителю выдается: – в Госкорпорации – расписка о приеме соответствующих документов; – в горуправлении, отделе занятости – талон с указанием даты регистрации, фамилии и инициалов лица, принявшего документы. Не забывайте, что, согласно ст. 162 Социального Кодекса РК, лица с инвалидностью в соответствии с индивидуальной программой обеспечиваются слухопротезной, протезно-ортопедической помощью, техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами и специальными средствами передвижения согласно классификатору технических вспомогательных (компенсаторных) средств, специальных средств передвижения и услуг, предоставляемых лицам с инвалидностью. Граждане обеспечиваются слухопротезной, протезно-ортопедической помощью, техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами и специальными средствами передвижения, включая сроки их замены. Это осуществляется в порядке, определенном уполномоченным государственным органом, через портал социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных ст. 169 настоящего Кодекса. Согласно п. 3 этой же статьи, протезно-ортопедическая помощь заключается в предоставлении медицинских услуг по протезированию, обеспечению лиц с инвалидностью протезно-ортопедическими средствами, изготовляемыми по индивидуальным заказам, а также в обучении пользования ими. Поставщик протезно-ортопедической помощи в зависимости от характеристик изготавливаемого протезно-ортопедического средства определяет необходимость стационарного протезирования. Оплата расходов, связанных со стационарным протезированием и (или) проездом на протезирование, осуществляется в порядке, определенном уполномоченным государственным органом. В п. 4 ст. 162 Социального Кодекса РК отмечается, что лица с инвалидностью от трудового увечья или профессионального заболевания, полученного по вине работодателя, обеспечиваются протезноортопедической помощью, техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами и специальными средствами передвижения согласно индивидуальной программе за счет средств работодателя в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Ришат МАХСУТОВ